Бизнесу быть

Цели урока:

  • познакомить учащихся с лексическими понятиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
  • научить учащихся различать данные понятия;
  • расширять лексический запас обучающихся

Форма работы - групповая (4 группы)

Ход урока

(при объяснении темы используются различного рода знаки)

1. Знаки-явления

Совсем недавно вы познакомились с замечательной страной Древней Грецией. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете об этой стране (задача учащихся - одним словом охарактеризовать Древнюю Грецию).

Все, что вы сейчас называли, с точки зрения русского языка является:? (слово)

Сегодняшний урок мы не зря начали с воспоминаний о Древней Греции, так как тема урока напрямую связана и со словом и с данной страной. А звучит она не совсем привычно для нас: ONYMA (имя). (на доске появляется карточка с данным понятием).

Мы познакомимся с четырьмя именами, очень важными в русском языке. А познакомиться нам помогут предметы (на столе лежит 8 предметов: лук-овощ, лук-оружие, конфета, конфетти, белый шар, черный шар, 10 рублей монетой и 10 бумажных рублей) и древнегреческая легенда.

На севере области, которая впоследствии стала называться Беотией, у подножия горы Аконтия, находился один из самых древних городов Греции Орхомен. Обитателями этих мест были, как это ни странно, простые бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, по-разному смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что и язык их был различен. Не все понимали друг друга. В общем, счастья у них не было. Словно тени они слонялись по греческому городу, одинокие и несчастные.

Но однажды по городу прошел слух, что словам решил помочь мудрый Хирон, который обладал способностью осмысливать сокровенные знания животного и растительного миров. Познакомившись со всеми словами, Хирон разбил их на пары.

1 пара: 10 рублей монетой и бумажные 10 рублей.

Как вы думаете, по какому признаку Хирон определил эти два предмета в пару?

Вывод: два знака одной знаковой системы называются синонимами, если их содержание полностью или почти полностью совпадает (на доске появляется табличка: SYN - с)

2 пара: лук (овощ и оружие)

А эти два предмета по какому признаку стали друзьями?

Вывод:Два знака одной знаковой системы называются омонимами, если их содержание различается, а название полностью совпадает (на доске появляется табличка: homos - одинаковый)

3 пара: конфета и конфетти

А почему эти два предмета Хирон определил в пару?

Вывод: Два знака одной знаковой системы называются паронимами, если их содержание различается, а название близки по звучанию (на доске появляется табличка: para - возле, около)

4 пара: черный и белый шар

И, наконец, почему подружились эти два предмета?

Вывод: Два знака одной знаковой системы называются антонимами, если они противоположны по значению (на доске появляется табличка: anti - против)

Вот так с помощью Хирона мы познакомились с 4 очень важными в русском языке именами.

2. Знаки-предметы

А теперь я вновь предлагаю вам отправиться в Древнюю Грецию, но уже вспомнить знаменитых аргонавтов, которые передвигались в поисках золотого руна на корабле, который выносил удары волн сурового Понта (появляется корабль).

Если мы с вами внимательно посмотрим на этот знаменитый корабль, за постройкой которого наблюдала сама Афина, то увидим, что он напрямую связан с нашей темой.

Самая важная часть корабля, без которой его не было бы, - борт - это синонимы , без которых наш язык был бы бедный и невыразительный. Ведь именно синонимы делают нашу речь выразительной и гибкой.

Вот как оживляют синонимы стиль в сказке: Царь затосковал: Сел на мягкую траву и пригорюнился: Закручинился Иван-царевич, запечалился:

Следующая важная часть корабля - мачта - это антонимы . Без мачты к кораблю невозможно было бы прикрепить паруса, так же как без антонимов, например, была бы невозможна поэтическая речь или фольклор:

П.П.Ершов: ":не на небе - на земле жил старик в одном селе:"

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Конечно же, на корабле важную роль играют паруса. Однако все зависит от погоды. Иногда паруса мешают движению корабля. Как ни странно, омонимы в языке ведут себя примерно также: с одной стороны, они обогащают язык, с другой, это помеха в общении: когда неясно, в каком смысле употреблено слово или форма слова, общение затрудняется.

Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)

Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)

Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)

Ну и какой же корабль без команды? Однако мы знаем много примеров, когда в команде появляется предатель или происходит разлад, что мешает достижению общей цели. В этом случае команду можно сравнить с паронимами , так как многие из них очень опасны, можно даже сказать коварны, поскольку похожи внешне, по звучанию, а нередко и по смыслу, поэтому являются помехой для говорящих.

Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке.

В конце вечера трибуну представили гостям.

3. Знаки-вещи

Наш корабль готов к плаванию, тщательно осмолен. Однако перед отплытием моряки забыли вылить вино в жертву богам, чтобы усмирить ветер и волны. Поэтому, когда разыгрался шторм, боги не пришли на помощь нашим героям, и корабль потерпел крушение. К сожалению, больше ничего мы о них не слышали и не услышали бы, если бы: (учитель достает бутылку с письмом и предлагает кому-то из учащихся достать письмо и прочитать)

Текст письма:

Мы, команда путешественников из Древней Греции, три дня назад потерпели крушение и оказались на небольшом острове с горбатой, покрытой лесом горой. У подножия горы живет 4 племени со странными названиями: синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Живут эти племена довольно дружно, но нам с ними никак не удается договориться. Они сказали, что отпустят нас только при одном условии: мы должны выполнить их задания и разгадать загадки. Но эти задания будто написаны на другом языке. Мы просим вас, тех, кто найдет наше письмо, помогите нам! Мы очень хотим вернуться домой!

4. Знаки-события

Учитель прелагает учащимся помочь путешественникам добраться до родной земли. Задания по группам.

1. Потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в тексте:

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке "сказал я" да "сказал он", - сказал я ему.

Сейчас можно говорить "сказал я" и "сказал он", - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще ничего не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал, что думал, - сказа я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.

Первая в норке иль в щелке живет,
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит.

Алфавит, азбука, чистописание

4. Найдите антонимы:

Велик телом, да мал телом.

Язык длинный, мысли короткие.

1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского? Свой ответ аргументируйте

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда, появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова, что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.

Как называются эти "слова из русской речи"?

Что они обозначают?

Приведите примеры таких слов

2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше - в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.

Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдешь,
Если зубами его разгрызешь.

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Ураган, дождь, буря

4. Найдите антонимы:

Личико беленько, да ума маленько.

Молодость плечами покрепче, старость головою.

1. Исправьте ошибки в предложениях в предложениях с паронимами

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5. Книга - источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодежь, прививать ей душевность.

2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.

Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Шалун, тихоня, озорник

4. Найдите антонимы:

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Стар дед, да душа молода.

1. Найдите в стихотворениях слова, близкие по смыслу. Как в русском языке называют такие слова? Что они обозначают?

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете.

Первый можно завязать,
Если папин галстук взять.
А второй, словарь листая, -
Мера скорости морская

3. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

бросать, кидать, ловить

4. Найдите антонимы:

  • Смелый там найдет, где трус потеряет.
  • Старых почитай, молодых поучай.

Подведение итогов урока:

Все группы справились с заданиями. А наградой за помощь морякам станет для вас статья в газете (учитель достает газету, в которой напечатана статья).

Дети помогают науке

Сенсационное открытие!

Ростовским школьникам удалось помочь ученым-лингвистам и разгадать тайну необычного предмета, найденного на берегу океана совсем недавно. Это была бутылка, содержащая письмо о помощи древнегреческих путешественников.

Шестиклассники школы "Эврика-Развитие" приняли активное участие в научном исследовании и сумели выполнить все задания.

Всероссийский Лингвистический Институт выражает огромную благодарность учащимся школы и уверен, что если бы данное письмо попало в руки юных эвриканцев несколько столетий назад, путешественникам бы удалось спастись.

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

Упражнение 34. Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющиеся в ней слова. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы (используйте справочный материал, приведенный в примечаниях к упражнению 33).

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал то, что думал, - сказал я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Упражнение 35. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый . 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым . 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро . 5. Ирина радовалась . 6. Девушка плакала , умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать . 9. Не пытайтесь меня обмануть . 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Упражнение 36. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Упражнение 37. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов, сравнивая их с возможными синонимами.

1. Евгений ждет: вот едет Ленский на тройке чахлых лошадей : давай обедать поскорей (П.). 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка , снег почуя, плетется рысью как-нибудь (П.). 3. Куда ты скачешь, гордый конь , и где опустишь ты копыта? (П.) 4. На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый. Сбежалась челядь у ворот прощаться с барами… (П.) 5. Потише, сударь, ради бога потише! Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом (П.). 6. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там сивая кобыла ? Кобылу подыми-тка ты да неси ее полверсты (П.). 7. «Готовиться к бою », - сказал Дубровский (П). 8. Бойцы сомкнулись, полетели навстречу рати удалой, сошлись - и заварился бой (П.). 9. Орлов! Я стану под знамены твоих воинственных дружин: в шатрах, средь сечи, средь пожаров с мечом и лирой боевой рубиться буду пред тобой и славу петь твоих ударов! (П.) 10. Внезапный крик сражений грянул; смутилось сердце киевлян (П.). 11. «Ну, что? - сказала комендантша. - Каково идет баталия ? Где же неприятель?» (П.). 12. Но утро денница выводит, - сраженный во брани на холме лежит, и латы недвижны, и шлем не стучит (П.). 13. Запомни же ныне ты слово мое: воителю слава - отрада… (П.) 14. Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья (П.). 15. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоановны (П.). 16. Чей страстный поцелуй живей твоих язвительных лобзаний ? (П.) 17. Выхожу один я на дорогу : сквозь туман кремнистый путь блестит (Л.). 18. «Пойдемте, матушка , в самом деле», - промолвил Базаров и повел в дом ослабевшую старушку (Т.). 19. Родительница его… принадлежала к числу матушек-командирш (Т.). 20. Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге (Т.). 21. Генерал Кирсанов… приехал в Петербург с женой на житье (Т.). 22. Да разве у уездного лекаря не было адского камня?.. Как же это, боже мой! Врач - и не имеет такой необходимой вещи! (Т.)

Упражнение 38. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (Герц.). 3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг… эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом (Гонч.). 4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба (Остр.). 5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (Т.). 6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой (Л. Т.). 7. Среди журнальных работников он был бы очень нелишним… У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение (Ч.). 8. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего (Ч.). 9. «Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?» - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека (Ч.). 10. Он не ел, а вкушал (Ч.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик… Как он любил храбрых, стойких людей! (Тих.) 13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся! (О. Б.) 14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре… Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней (А. Т.). 15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле (Плат.). 16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В биографии славной твоей разве можно оставить пробелы? (Ахм.) 17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы… (Март.) 18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья (Зв.). 19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бун.). 20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на «ты» не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости (Л. Т.). 21. «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее», - думал Левин, вышедши от Щербатских (Л. Т.). 22. У Ули были не глаза, а очи (Фад.).

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые,выпишите цифру-ы,обозначающую-ие,запятую-ые,при вводном слове.

Последующие годы мы виделись,(1)конечно,(2)значительно реже,(3) чем в пору детства.
Новое задание
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифры обозначающие запятую между частями сложного предложения,связанными подчинительной связью."я любил эти чтения вслух,(1)но глубокая прелесть книг,(2) когда прочитанное так сплетается с самой жизнью,(3) что уж не знаешь,(4) где жизнь и где вымысел,(5)открылась мне впервые,(6)когда я сам прочитал"Трех мушкетеров"."

НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУНАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ ПО ПЛАНУ:

1)Выделение проблемы.
2) Комментирование проблемы.
3) Авторская позиция.
4) Согласие\не согласие с позицией автора.
Ребят спасайте, СРОЧНО!!

Зимой 1921 года я жил в Одессе... Я работал тогда секретарем в газете "Моряк". В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек. Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим - и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес. Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты "Русское слово", правая рука знаменитого издателя Сытина... - Вот что, - сказал Благов. - Это талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала... Дайте мне рукопись... Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. - А что же вы сделаете? - А вот увидите. Благов кончил работу над рукописью только к утру... Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени... При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! - воскликнул я. - Как вы это сделали? - Да я просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. ...После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.

Какое слово пропущено в тексте?

Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, – праславянский язык. А _____________ в этом языке (да и в древнеболгарском) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» – под маса, и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.

Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Слово «парус» много говорит моему

воображению. Люблю это слово, потому что люблю парус, люблю паруса. Я вспоминаю свои паруса на Днепре и на Волге, на Немане и в Пирите, под Таллином. Но в строке «Белеет парус одинокий» это сло­во наполняется многими новыми качествами, расширяющими мои личные, узкобиографические впечатления до пределов образной всеобщности и безбрежности толкования. Эта всеобщность включает и мои личные впечатления. Более того, Лермонтов приводит их в порядок, в строй, дает им особое наполнение, делает сопричастными переживаниям других людей, объединяет меня с ними. Так органная музыка может питать одновременно сотни и тысячи людей... Восприятие поэзии в этом смысле сродни восприятию музыки. Поэзия в основе своей многозначна...

«Парус» в словаре - это простое, обычное слово, «парус» Лермонтова - это слово поэтическое, слово, включенное в образный строй строки «Белеет парус одинокий». Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Есть слово в поэтическом тексте. Здесь оно начинает жить. Здесь оно живой организм. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ.

Встретился мне один молодой писатель.

Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

Конечно, - сказал я.

Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

Я скажу тебе правду, - сказал я.

Скажи, - сказал он.

Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

Я сказал то, что думал, - сказал я.

Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.

Повтори, что ты сказал? - сказал я.

Что сказал, то и сказал, - сказал он.

Еще слово скажешь? - сказал я.

Скажу еще больше, - сказал он.

Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Упражнение 15. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5.Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Упражнение 16. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Упражнение 17. Укажите стилистические функции синонимов.

1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это - воля! (Л.Т.). 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Ч.). У Ули были не глаза, а очи (Фад.). 4. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.). 5. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь - до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Тв.). 6. Далеко, товарищ, уезжаешь, - до свиданья... Может быть, прощай! (Луг.). 7. И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Нагиб.). 8. Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... - глубокие тарелки (Марк.). 9. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Слуц.). 10. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Ник.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся (О.Б.).

Упражнение 18. Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства - лодки и моторы к ним - должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов - фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 11. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 12. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.

Упражнение 19. Сравните неотредактированный (левая колонка) и отредактированный варианты предложений. Какие ошибки устранил редактор? В случае несогласия с ним предложите свой вариант стилистической правки.

3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности. 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно. 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения. 7. Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации. 8. Не секрет, что молодые учителя ощущают большие затруднения в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка выполнен из оцинкованного металла. Наверху устроены дождевальные установки для очищения купола и его охлаждения - в подспорье кондиционерам, которые в жару внутрь здания будут нагнетать прохладу. 3. Писатель берет своих героев из жизни. 4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко. 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения. 7. Кратковременное пребывание денежных средств в банке усложняет документацию. 8. Не секрет, что молодые учителя испытывают серьезные трудности в работе с родителями. 9. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи. 10. Купол цирка сделан из оцинкованного металла. Наверху поставлены дождевальные установки для охлаждения купола в сильную жару. Постоянную температуру в цирке будут поддерживать кондиционеры.

Упражнение 20. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, аи, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Все летит, летит Земля мильоны верст... Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель - погост, Майский дождь - февральские метели (Марк.). 8. Ищу я выход из ворот, но нет его - есть только вход, и то не тот (Вые.). 9. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек - свечу заздравную твою (Возн.). 10. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 11. Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось... И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 12. Идут - красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие - такие разные. Такие близкие, такие дальние... (Гип.) 13. Золотом платят за подлость, За мужество - только свинцом (Моз.). 14. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом. (Гонч.). 15. Легкое дело - тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить - тяжелое дело (Ключ.). 16. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).

Упражнение 21. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис).

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 6. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 8. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 9. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Упражнение 22. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 2. Народ был, народ есть, народ будет есть. 3. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Марш.). 4. Брать деньги в долг прославившийся даром, он кредиторов собственных подвел: они ходили в трауре недаром, когда черту под жизнью он подвел (Козл.). 5. Ах вы, разбойник, ах, злодей, ну как вы поживаете? Вы раздеваете людей, когда их одеваете (Марш.). 6. Мы накануне великого подъема - подъема цен. 7. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. 8. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (Из газ.). 9. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козл.). 10. Чем заняты таланты? Возвести! - Да продолжают славный воз везти! - А бездари? - Те мнят, что делают погоду. - А критики? - Темнят. Или молчат по году (Козл.). 11. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки, Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки? (Крив.) 12. В любви все средства хороши. И чем они крупнее - тем лучше (Н. Бог.).

Упражнение 23. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора (правая колонка), назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.

1. За год учебы мы потеряли 1. За один учебный год из института

шесть студентов. было отчислено шесть студентов.

2. Продавца можно подобрать 2. Человека на должность продавца

и в самом поселке. можно найти и среди жителей

3. Давно пишется о том, что 3. Уже писали о том, что защита защита наших футбольных наших футбольных команд играет

команд хромает. плохо.

Упражнение 24. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

Упражнение 25. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1. Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав... (встать - стать). 2. Перед собранием... (встать - стать) такой принципиальный вопрос. 3. Испытания новой машины... (проводиться - производиться) уже третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве... (проведенный - произведенный) работы и... (предоставленный - представленный) отчета. 5. Молодежь у нас в группе... (представлена - предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и скульпторов... (отражаться - отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное - это исключительно... (дружеский - дружественный) отношение к нам французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие... (существо - сущность) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США... (опробовать - апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в серийное производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо - личность) этого человека. 13. На мебель были... (одеты - надеты) чехлы. 14. Молодой актер играет... (главную - заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние... (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

Упражнение 26. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 8. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 9. Уговор фермера с совхозом оказался пустой бумажкой. 10. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

Упражнение 27. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.

Упражнение 28. Укажите смешение паронимов, а также другие речевые ошибки в предложениях, взятых из газетных статей. Исправьте ошибки, предлагая разные варианты стилистической правки.

1. В этот вечер все от мала до велика вышли на стадион. Они стали свидетелями поединка хоккеистов завода и сотрудников конструкторского бюро. 2. В только что отстроенное общежитие заселилось более ста человек. 3. Это была странная любовь. При первой встрече Дина не восприняла Умова всерьез. 4. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска. 5. Перед покраской машины ее поверхность обрабатывают пескоструйным аппаратом. 6. Проводится очень объемистая работа по сбору межотраслевой информации. 7. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 8. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 9. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 10. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 11. Служба первое время поддавалась нелегко. 12. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

Упражнение 29. Сравните предложения; укажите, чем вызваны лексические замены, какие ошибки устранил редактор; в случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки. Выполняя упражнение, пользуйтесь толковыми словарями русского языка и словарями паронимов.

1. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. 2. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными. 3. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами. 4. Создать сытую зимовку для животноводства - первейшая задача фермера. 5. Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего. 6. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений - борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 8. Не успел прозвенеть церковной колокол, как народ двинулся к городской площади. 1. Грипп - заразное заболевание, поэтому больные должны быть изолированы. 2. Необходимо приучить ребенка мыть руки после того, как он играл с кошкой или собакой. 3. В этом квартале мы стали выпускать новые высококачественные сорта пряников: «Москва», «Шоколадные», «Российские». 4. Сейчас главная задача фермеров - обеспечить скот кормами на зиму. 5. Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть глубже в сущность изображаемых событий. 6. Главная тема созданных писателем в эти годы произведений - борьба его народа за свободу и независимость. 7. Изучая лицо актера, гример первым проникает в его духовный мир. 8. Не успел прозвонить церковный колокол, как народ двинулся к городской площади.

Упражнение 30. В отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (текст приводится в сокращении) выделите имена существительные, выполняющие экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм рода и числа существительных.

Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу... Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» - так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни...

За век свой он наронял так много хвои и шишек, что земля вокруг поднялась легким, прогибающимся под ногой, курганом, из которого и выносился могучий, неохватный одними руками ствол.

А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.

И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы...

Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, - с такой силой он спружинил обратно.

Ого! - изумился мужик. - Зверь какой! Мы тебе, зверю... У нас дважды два четыре. Не таких видывали...

Он отбросил в сторону бесполезный топор и взялся собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, все с той же позевотой, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок. Отставил позадь себя канистру и чиркнул спичку. Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол.

Но утром, когда они шли на нижний край острова, где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на своем месте.

Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:

Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.

Пилу надо.

Развести пожарче, и пыхнет как миленький. Горючки надо побольше.

Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым.

Упражнение 31. Проанализируйте примеры авторской правки прозы А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. Попытайтесь объяснить, чем вызвано исключение из текста тех или иных прилагательных (они даны в скобках), введение новых (они выделены курсивом), замена одних прилагательных другими. Дайте оценку стилистического использования имен прилагательных русскими писателями.

I. 1. Лиза вошла в сумрак рощи. (Невнятный) Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. 2. В одну минуту окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле. 3. Перед ним была равнина, устланная (чистым) белым волнистым ковром. 4. И (добрый) хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. 5. Перед домом расстилался (овальный) густозеленый луг, на коем паслись (прекрасные) (величавые) швейцарские коровы. 6. (Славный проповедник) Молодой архиерей произнес надгробное слово. 7. Но предубежденный Ибрагим или ничего не замечал, или видел одно лишь (неловкое) кокетство. 8. Пол был обит (огромным) зеленым сукном и устлан (персидскими) коврами (П.).

II. 1. Вошел отец Андрей со своей хитрой улыбкой. 2. (Говорили о том, что она [Аня]...) Осуждали ее за то, что она вышла (из-за денег) за нелюбимого, нудного, скучного человека. 3. Егорушка решил, что Дымов очень (нехороший) злой человек (Ч.).

III. 1. Чехов... разражался милым, искренним и глубоким смехом. 2. Захохотал своим громким (задушевным) ясным смехом. 3. Он требовал от писателей обыкновенных житейских сюжетов. 4. Вся сумма его (жизненного) (громадного) большого и тяжелого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились... в мечте... о счастье. 5. Удивительная деликатность, чуткость и внимание, но никогда не выходящие из рамок (простых) обыкновенных, как будто умышленно будничных отношений. 6. Как часто приходилось ему выслушивать тяжелые исповеди, помогать словом и делом, протягивать падающему свою нежную и твердую руку. 7. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, сухой и горячей руки. 8. В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом. 9. У него в рассказах профессор говорит и думает именно как (типичный) старый профессор, а бродяга - как истый бродяга (Купр.).

Упражнение 32. Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями и т.д.).

1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Дост.). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Т.). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М.Г.). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М.Г.). 5. Весенний день горяч и золот (Сев.). 6. Рассвет этого дня был совсем зимний - неохотный, серый (Фед.). 7. Волосы Лизы как никогда были воздушны (Фед.). 8. О, я все могу выносить, потому что у меня железная воля! (Леек.). 9. Деревянен братец твой, деревянен... Мозги у него прямые какие-то (Леон.). 10. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам. (Паст.). 11. И ты знаешь, что нас разлученней в этом мире никто не бывал (А.А.). 12. И все же у них и башмаки были чуть моднее наших, казенных, и рубашки побелее наших, белоснежных, и портфели у них были пороскошнее, и авторучки позаграничнее наших (Рек.).

Упражнение 33. В отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как нарастание динамизма действия отражается на употреблении именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека; укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.). Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка... У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас... изредка кричал: «Вон, вон еще утица!» - и то и дело почесывал спину - не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

Упражнение 34. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.

Упражнение 35. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

Образец: Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная и т. д.

1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.

Упражнение 36. Замените все односоставные и неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов, употребленных автором статьи.

Фактрум уверяет: рассказ действительно может пошатнуть все ваше мировоззрение и без сомнения заставит задуматься о том, кто вы и как относитесь к своим ближним.

Уделите 5 минут вашего времени. Вы точно не пожалеете об этом.

По пути домой ты внезапно умер.

Это был несчастный случай, ничем не примечательный, но тем не менее смертельный. У тебя осталась жена и двое детей, но смерть твоя была безболезненной.

Скорая безуспешно пыталась спасти тебя, но твое тело было так изуродовано, что все сложилось даже к лучшему, поверь мне.

А потом ты встретил меня.

Что… что случилось? - спросил ты. - Где я?

Ты умер, - ответил я (к чему приукрашивать, это был факт).

Там была машина. Она летела на меня с ужасной скоростью…

Да, - сказал я.

Я… Я умер?

Да, - сказал я. - Но не переживай, все умирают.

Ты огляделся. Вокруг ничего не было. Только ты и я.

Что это за место? - спросил ты. - Это жизнь после смерти?

Что-то типа того, - ответил я.

Да, - ответил я. - Я Бог.

Моя жена и дети…

Что? - спросил я.

Они будут в порядке?

Это именно то, что я надеялся услышать. Ты только что умер, но переживаешь о своей семье. Это замечательно.

Ты восторженно посмотрел на меня. Для тебя я не выглядел, как Бог. Я выглядел, как обычный мужчина, а может быть, женщина. Просто влиятельный человек, скорее, учитель младших классов, а не Всемогущее божество.

Не переживай, - ответил я. - Они будут в порядке. Твои дети запомнят тебя замечательным отцом, они еще не успели разочароваться в тебе. Твоя жена будет безутешно плакать, но глубоко в душе она почувствует облегчение. Честно говоря, твой брак трещал по швам. Если тебя это утешит, ей очень стыдно за это чувство облегчения.

Ни то, ни другое, - ответил я. - Ты реинкарнируешься.

Так, значит, индусы были правы?

Все религии правы по-своему, - ответил я. - Пойдем со мной.

Ты следовал за мной сквозь пустоту.

Куда мы направляемся? - спросил ты.

Никуда конкретно. Просто приятней говорить во время прогулки.

Тогда в чем смысл? - спросил ты. - Когда я перерожусь, я ведь буду как белый лист? Младенец. И весь мой опыт и все, что я сделал в этой жизни, не будут ничего значить?

Вовсе нет, - ответил я. - В тебе уже есть все знания и опыт прошлых жизней, просто ты не помнишь о них сейчас.

Я остановился и положил руки тебе на плечи:

Твоя душа во много раз изумительней, прекрасней и огромней, чем ты можешь себе представить. Человеческий разум может удерживать лишь очень малую долю информации о том, кто ты. Это как засунуть палец в стакан с водой, чтобы проверить, холодная она или горячая. Ты впускаешь в этот мир лишь небольшую часть себя, и получаешь весь её опыт.

Ты был в человеческом теле последние 48 лет и еще не чувствуешь всю остальную часть своего огромного сознания. Если мы задержимся здесь чуть подольше, ты начнешь вспоминать все. Но нет смысла делать это между жизнями.

Как много жизней я прожил до этого?

О, много. Огромное множество разных жизней. На этот раз ты будешь китайской крестьянкой в 540 году.

Подождите, как это? - удивился ты. - Вы возвращаете меня назад во времени?

Ну, думаю, технически да. Время, как ты знаешь, существует только в вашей вселенной. Там, откуда я родом, все по другому.

Стой, значит, ты тоже где-то родился?

Конечно, - объяснил я. - И там есть еще много таких, как я. Вероятно, ты захочешь узнать, как там, но, честно говоря, ты не сможешь понять.

О, - вздохнул ты немного разочарованно. - Но подожди, если я перерождался в разных местах и временах, я ведь мог встретиться сам с собой однажды.

Конечно. И это происходит все время. Но дело в том, что каждый раз ты настолько поглощен своей собственной жизнью, что даже не замечаешь этого.

Тогда в чем же смысл?

Серьезно? - спросил я. - Ты и вправду спрашиваешь у меня, в чем смысл жизни? Тебе не кажется, что это довольно банальный вопрос?

Нет, это хороший вопрос, - настаивал ты.

Я посмотрел в твои глаза:

Смысл жизни и причина, по которой я создал эту вселенную, - чтобы ты становился мудрее, развивался.

Ты имеешь ввиду человечество? Ты хочешь, чтобы мы развивались?

Нет, только ты. Я создал веленную только для тебя одного. С каждой новой жизнью ты взрослеешь и твоя душа становится больше и мудрее.

Это все для меня? Но как же остальные?

Нет никаких остальных, - ответил я. - В этой вселенной есть только я и ты.

Ты уставился на меня:

Но все эти люди на Земле…

Это все ты. Разные твои перерождения.

Стой, значит, я - все?

Ну, теперь ты начинаешь понимать, - сказал я и похлопал тебя по спине.

Я - каждый человек, который когда-либо жил на свете?

Да, и каждый, кто когда-либо будет жить.

И я - Авраам Линкольн?

И я - Гитлер?

И миллионы тех, кого он убил.

Я - Иисус?

И все, кто следовали за ним.

Ты замолчал.

Каждый раз, когда ты причинял боль кому-то, ты причинял боль самому себе. И каждый раз, когда ты делал добро, ты делает его для себя. Каждый миг счастья или боли, который когда-либо испытали люди - испытал ты.

Ты долго думал.

Почему? - спросил ты. - Зачем все это?

Потому, что однажды, - сказал я, - ты станешь, как я. Потому что ты такой же, как я, ты - мое дитя.

Вау, ты хочешь сказать, что я Бог?

Нет, пока еще нет. Ты еще зародыш, ты все еще растешь. И только когда ты проживешь каждую человеческую жизнь во все времена, ты станешь достаточно большим, чтобы родиться.

Значит, вся Вселенная, - сказал ты, - это всего лишь…

Яйцо - ответил я. - А теперь тебе пора идти дальше.

И я отправил тебя в путь.

5 живописных мест нашей планеты с жуткой историей

10 «бабушкиных» советов, которые на самом деле не работают

Любопытные факты про Францию, Гитлера и китайских мужчин

Как предотвратить изжогу, почему после обеда хочется десерт и кто виноват в гастрите: факты о желудке, которые полезно знать каждому

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть