Бизнесу быть

По состоянию на 2012 братия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря составляет около 80 монахов и послушников. Монастырь святого Пантелеимона имеет подворье в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье)), в Санкт-Петербурге и в Киеве. 
Также монастырь имеет подворье в Константинополе, нынешнем Стамбуле.

Также монастырю Святого Пантелеимона принадлежат:
Старый Нагорный Русик.
Строения Старого Русика: храмы и высокая башня.

В верхней части старинной башни (пирг), в храме святого Иоанна Предтечи, принял монашеский постриг будущий святой Савва Сербский. После пострига, в знак того. что мир более не имеет над ним власти, царственный юноша, твёрдо решивший стать иноком, сбросил своё княжеское одеяние воинам, посланным его отцом, возвратить сына. Впоследствии и его отец прибыв на Афон, также принял постриг с именем Симеона, оставив свой царский трон в Сербии. После кончины на Афоне преподобного Симеона его мощи прославились обильным мироточением и чудотворениями.

На Старом Русике храмы: Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери, построенные благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века.

Старый Нагорный Русик

В Нагорном Русике до постройки новых храмов на этом месте находился престол древнего храма. В конце XVIII века русский монастырь переместился на западный берег Афона, так как число братии увеличилось.

Храм Почаевской иконы Божией Матери

Скит Новая Фиваида.

Самый крупный на Афоне русский скит «Новая Фиваида» был основан в 1882 году на землях Пантелеймонова монастыря с благословления Игумена Макария. Отшельники могли жить сами по себе в отдельных хижинах, но включались в состав Пантелеймонова братства.

Кроме того, на территории скита был построен особый корпус для пантелеймоновцев, пожелавших удалиться от деятельной монастырской жизни. В 1883 году здесь была освящена первая церковь во имя святых преподобных Афонских отцов. Вскоре появились и малые храмы - параклисы, то есть часовни, приделы.

В самом названии «Фиваида» заложен глубокий смысл. Фиваида - это колыбель монашества, местность в Египте близ Фив, заселенная иноками на заре христианства.

Позже Иоанн Златоуст писал: «Ступайте в Фиваиду, вы найдете там пустыню прекраснее рая, тысячи хоров ангелов в человеческом образе, целые племена мучеников. Там вы увидите адского тирана скованным, а Христа славным и победоносным».

В 1913 году патронировавшее христианский Восток Российское правительство, разрешило спор о «имяславии», вывезя монахов на военных кораблях в Россию. Так началось угасание скита.
Из за исторических перипетий XX века скит пришел а упадок, но в начале 2000-х годов он начал вновь возрождаться.

Скит Крумница (Кормилица).

Находится на границе Афона, там расположены многочисленные виноградники монастыря.

Скит Богородицы Ксилургу (Древодела).

Древнейшая русская обитель в мире. Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы Афонской в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы. В бытность преподобного Антония (X век) Афон заключал в себе 50 тысяч иночествующих разных наций и до 150 обителей, в том числе и «Обитель Руссов» с придаточным названием «Ксилургу» (т.е. Древоделя).

Соборный храм скита освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, это один из самых древнейших храмов на Святой Горе. Другой малый храм - во имя преп. Иоанна Рыльского. Третий храм освящён в 1890 году во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной (на фото слева).

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Гликофилуса" ("Сладкое лобзание") и древняя икона Успения Пресвятой Богородицы.

В 1080 году указом греческого императора Алексия Комнина повелено было отделить 1/20 часть всей Святой горы и передать её в собственность русским инокам. Отсюда стала значиться и славиться наша русская обитель на Афоне.

Благочестивые предки наши, жаждавшие безмолвного уединения ради спасения души своей, стали приходить сюда в таком множестве, что в половине XII столетия они уже не вмещались в тесных стенах Ксилургу и чувствовали немалую нужду в помещениях.

Если мы обратим свой взор из скита на восточное побережье Афона, то увидим прекраснейший собор, возвышающийся посреди обители. Это бывший русский скит святого пророка Илии.

Кроме владений Свято-Пантелеимонова монастыря Русским монахам до недавнего времени принадлежали еще два скита: Андреевский и Ильинский и множество келлий (до 120) по всему Афону.

Андреевский скит. (После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед).

Ильинский скит. (Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор).

Скит Ильи Пророка

В 1757 году скит был передан монастырём русскому подвижнику Паисию (будущему преп Паисию Величковскому) с 12 учениками. В скором времени здесь собралось около 100 иноков. После удаления преп. Паисия с частью учеников в Молдавию скит стал прихо дить в упадок, но с 1835 года началось его возрождение.

Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.

Когда скит восстанавливался из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, - иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ.

Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недоставало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители. В июне 1881 года Святую Афонскую Гору посетила Великая Княгиня Александра Петровна (в монашестве - схимонахиня Анастасия). Тогдашний настоятель Ильинского скита отец Товия явился к Ее Высочеству для засвидетельствования своего почтения. Тогда же он осмелился просить ее положить первый камень в основание предполагаемого в скиту Большого соборного храма, на что Ее Высочество милостиво согласилась. 22 июня она прислала камень с соответствующей надписью, поручив контрадмиралу Головачеву положить его от ее имени в основание собора. Обряд закладки храма был совершен в тот же день. Храм строился на протяжении 33 лет и был освящен 20 июня 1914 года, в день начала Первой мировой войны, как бы в ознаменование того, что Божьи планы независимы от людских деяний и однозначно благи. То, что начали люди в тот день, принесло огромные страдания всему человечеству, а то, что Бог освятил в тот день, и доныне утешает тысячи верующих сердец и по сей день является одним из лучших среди храмов Афона, и по праву его можно считать жемчужиной мирового зодчества.

Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела накануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежительную обитель... Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя ласковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться... Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благолепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне отличается своею красотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова - она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня. Но это - в престольный праздник.

Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь - это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии - стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье.

На Афоне такая интенсивная молитвенная жизнь не проходит бесследно: если человек все время проводит в церкви, если он все время молится, ежедневно открывает помыслы, если он, даже не будучи хорошим, все время стремится быть таковым, - он не может не начать меняться к лучшему...

Служба начинается практически в полной темноте. Едва горят лишь лампадки перед ликами Христа и Богородицы в нижнем ярусе иконостаса и лампадка чтеца, свет от которой падает только на страницу открытой книги. Поют антифонно на два клироса и очень протяжно. Это неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха, это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала и молитва, повторяет пение их... Подобно пению, и чтение отличается точностью, правильностью и выразительностью. 
Впечатление глубокое и неизгладимое в душе оставляет это чудное пение и богослужение...

В девятой части представлены исторические и современные фотографии монастырских скитов Cтарый (Нагорный) Русик, Ксилургу и Крумица (Хрумица)

Cтарый (Нагорный) Русик, Ксилургу и Крумица (Хрумица)

Старый (Нагорный) Русик

Скит Старый (Нагорный) Русик на Афоне тесно связан с основанием Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря, перемещенного в XVII веке к морю, где он находится и поныне. Скит считается второй по времени основания (XII век, после скита Ксилургу) обителью русского иночества на Святой Горе. Он находится посередине восточного склона Афонского хребта в небольшой плодородный долине.

Русский писатель и путешественник начала XVIII в. Василий Григорьевич Барский-Григорович (в монашестве -Василий; псевдонимы: Василий Киевский, Григорович, Барский, Плака, Албов; 1701 - 1747) дал такое его описание: «Монастырь сей отстоит… от моря …- часом единым, от Карей же и Протата - двумя часы. Обретается же в поле горы сиесть между высотою и берегом моря… создан есть на месте равном, и здравом, и веселом, и зело уединенном и безмолвном, при сеножатех и водах изобильных, иже точатся в монастырь издалеча желобами деревянными…» И далее: к середине XI в. обитель «была многолюдна и имела первенство между второстепенными обителями, как по обширности, так и по блеску»; однако к концу XII в. «почитается невидною и всеми признается и почитается совсем не существующею от малочисленности монахов, от недостатка продовольствия и от распаден ее стен и жилища» (Cм.: 6, c. 42). В. Г. Григорович-Барский является автором книги «Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской» (СПб., 1859).


На этой иконе, написанной в 1859 г. в Молдавском скиту Продром, изображен преподобный Антоний как «подвижник Русика“. Икона опубликована на сайте: www.afonit.info






„…На протяжении XII -XV вв. сербские правители были криторами русской обители Примерно в 1186 г., пленившись сказаниями о Святой Горе, юный царевич Растко тайно отправился в нагорный Русик, где по своему желанию и c благословения игумена, затворившись со старцем в часовне св. Иоанна Предтечи на монастырском пирге, принял ангельский образ с именем Саввы. Посланники его отца тщетно пытались вернуть юношу в его родительский дом. Cвт. Савва, уже облаченный в монашеские ризы, появился в маленьком окне пирга и сбросил с башни свои царские одежды“ (6, c.44).

Обновление пирга (башни) свт. Саввы Сербского в северо-восточной ограде Cтарого Русика былo одновременно продолжено с работами в восточном крыле в 1969 -1971 гг. На вершине башни находится часовня св. Саввы архиепископа Сербского (1, с. 326). Она построена на месте «часовни Предтечи», в которой был пострижен в монахи Растко, третий сын сербского жупана Стефана Первого Неманa, получивший после пострига имя «Савва».

Скит Ксилургу

По преданию, Ксилургу считается древнейшей русской православной обителью. В XI - XII вв. сюда стекались первые русские иноки, пришедшие искать спасения на Святой Горе Афон (Cм.:7). Ксилургу традиционно считается первой славянской обителью на Афоне (Там же, с. 78).



Скит Ксилургу (Древодел; cкит Успения Богородицы;Панагия Ксирургу) находится на восточной стороне Святой Горы Афон. „Скит находится на горной выси среди густой дубравы, между монастырями Ватопед и Пантократор. В древности на этом месте существовала обитель, посвященная Пресвятой Богородице, и именовалась она „монастырем Ксилургу» (Древоделия)» (6, с. 38).


„Первый русский монастырь на горе Афон был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и носил название „Обитель Древоделия“ (7, c. 79). В обиходе назывался просто «Богородица». В древние времена скит имел единственный храм. Точные исторические сведения об основателях и строителях обители не сохранились.



Восстановление скита началось в 2005 г. Отреставрирован Успенский собор, отстроены братский корпус и другие постройки. У престола Успенского храма, по преданию, принял постриг первоначальник русского монашества, преподобный Антоний Киево-Печерский.


Об этой иконе, находящейся в Успенском соборе, иеромонах Николай (Генералов) рассказывает (2008 г.) так:

Самая главная наша святыня - чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Сладкое лобзание», которая подарена нашей обители в 1802 году. По-гречески она называется «Гликофилусса». А название свое наша икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа. После службы мы каждую группу паломников подводим к нашей чудотворной иконе, от имени скита каждому вручаем открытку с изображением иконы, брошюру о Ксилургу, а также маслице от лампады. У нас посреди двора имеется огромных размеров пень от спиленного кипариса, а из-под его корня растет могучая виноградная лоза. Так вот, мне старые монахи-греки рассказывали, что в Ксилургу иногда по ночам прямо на вершине этого некогда высокого и единственного здесь кипариса была видна наша чудотворная икона, от которой исходило свечение.

Праздник чудотворной иконы «Сладкое лобзание» установлен в неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы. В этот день мы всегда совершаем крестный ход с нашим чудотворным образом. Слава Богу, всегда в этот праздник у нас бывают и паломники. Наша икона действительно чудотворная. Только в этом году мы зафиксировали от образа два чудесных случая. В мае был у нас в гостях один паломник из Челябинска, назвавший себя «бизнесменом». Рассказал, что у одной сотрудницы в его фирме подозревают раковую опухоль, и она очень просила на Афоне помолиться о ее здоровье. Я говорю этому паломнику: «Передайте больной по телефону, что мы уже ставим у иконы свечи и молимся…» И что вы думаете? Не прошло и трех дней, как этот человек с радостью сообщил мне, что он звонил еще раз своей сотруднице, и она рассказала, как была у врачей и те уже не нашли у нее никакой опухоли. И подобные случаи нередки. Вот еще один. Из Салоников как-то летом позвонила мне одна гречанка, родом из России, и попросила молитв: ее подруга слегла с тем же страшным диагнозом - рак. У больной были даже помыслы покончить с собой. Молились мы перед иконой долго. Прошло некоторое время - опять звонок от тех же людей из Салоников. Звонок уже не тревожный, а радостный: «Отец Николай, здоровье подруги пошло на поправку. Как будто и не было злокачественной опухоли…» Можно много рассказывать о чудесах от нашей иконы. Вот после Пасхи нам в этом году позвонили из Оренбурга и сообщили, что по молитвам исчезла опухоль в почке у одной отроковицы. И спрашивают, как можно отблагодарить Божию Матерь?.. (11, c.114 -115).

О ските Ксилургу и его подвижниках подробно рассказывается в книге «Паракало», изданной в 2010 г. в Самаре (Cм.:24).


В 1820 г. в братском корпусе Ксилургу появился параклис во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 г. построили новый двухэтажный братский корпус с параклисом во имя Свв. Кирилла и Мефодия.



Скит Крумица

Cкит Крумица (также «Хрумица», «Кромица», «Кромница», «Крумница») находится на западной границе полуострова, у Афонского перешейка. Скит известен своими виноградниками и огородами. Изначально здесь существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы.



Окружающая местность скита очень живописна. С 1850 г. на участке Крумица разбиты виноградники, насажены масличные и фруктовы сады, поставлены пасеки. Крумица снабжала монастырь вином оливковым маслом, медом и воском (5, c.104-105).


В 1882 г. в скиту воздвигнули большой храм в честь иконы Божией Матери Казанской, а спустя еще несколько лет -- богадельню, где пребывали на покое старые и больные монахи. Для тех членов братии, которые желали уединенного и безмолвного жития, устраивали отдельные келлии (5, c.105).


По стилю написания картину, находящуюся в коллекции Свято-Пантелеимонова монастыря, скит Крумица относят к первому десятилетию XX века (1,с. 328). Скит, по данным исследователя (Там же), получил свое название от старого монастыря Архонтиссы Хромантисс, находившегося на этой территории. Южнее скита, примерно в одном километре, находится келья Св. Василия, в которой переночевал В. Г. Григорович-.Барский в субботу 2 октября 1725 г., в первый день своего посещения Афона (Там же). следует

Литература.

1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. - Wasmuth, 2000.

2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. -Wasmuth, 2000.

9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. -München: Verlag F.Bruckmann,1943.

10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. - Электронный ресурс http://ippo.ru

11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). - Мюнхен, 2011. -175 c.

12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. - Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. - 302 с.,VIII c.

14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. - Москва. 1902.

15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.- Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. - 800 с.

16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. - 262 c.

18. Гарднер И. А. Афон. Впечатления и воспоминания.-- Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2011. -- 272 с.

19. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. . - Электронный ресурс: www.icon-art.info

20. Холодюк А. Стояла на том месте старая маслина. Из истории Афона. - Электронный ресурс: www.russian-inok.

21. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941.—Брюссель, 2014. -- 352 с.

22. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария / Авт.-сост. Иоаким (Сабельников), иеромонах. М., 2001. Кн. 1., c. 316.

23. Холодюк А. Потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.-- Cм.:http://ruskline.ru/analitika/2015/08/13/potaennaya_stranica_v_istorii_russkogo_svyatopanteleimonova

24. Паракало:Записки паломника, побывавшего на Святой Горе/ Под ред. А. В. Громова. - Самара: Русское эхо. - 2010. - 400 с.

Скит Богородицы Ксилургу - один из самых древних на Афоне, находится на восточном склоне Святой Горы Афонской в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы. Название "Ксилургу" скиту Богородицы дали греки (оно означает - плотник, древодел), т. к. русские монахи, как выходцы с севера, были искусными плотниками, т. е. мастерами по дереву, и их первые постройки в скиту Богородицы были деревянными. К сожалению, они не дошли до наших дней. Со скитом Ксилургу связано первое упоминание о русских монахах на Святой Горе.

В середине XII в. монастырь Ксилургу был хорошо устроен как с духовной, так и с материальной стороны. Число братии в ней постоянно увеличивалось, и обитель уже с трудом вмещала всех русских монахов. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия в 1168 г. передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца, обитель же Ксилургу была из монастыря преобразована в скит и остается им по настоящее время.

Соборный храм скита освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это один из самых древних храмов на Святой Горе. Другой малый храм - во имя прп. Иоанна Рыльского. Третий храм освящен в 1890 г. во имя славянских просветителей свв. Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной.

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Сладкое лобзание" . Она была подарена обители в 1802 г. Название свое икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа, который приклонился к Ней. На устах Богомладенца, обнявшего левой рукою Богоматерь, улыбка Божественной любви. Со светлым взором и такою же улыбкой любви Богородица поддерживает правой рукой Своего Сына. Праздник чудотворной иконы «Сладкое лобзание» установлен в Фомину неделю. В этот день всегда совершается крестный ход с чудотворным образом. Пред этой иконой Пресвятой Богородицы ежедневно поется акафист.

Среди храмовых святынь следует назвать: антиминс конца ХVII века; часть мощей святых: апп. Андрея, Луки, Матфея, Иакова Зеведеева, свтт. Иоанна Милостивого, Никифора и Тарасия Цареградских, мчч. Мины, Маманта, Христофора, прпп. Иоанна Кущника, Исаакия Далматского, Евдокима Ватопедского, Иакова Иверского, прмц. Параскевы и других угодников Божиих.

Скит Ксилургу находится на расстоянии около 12 км к северу от Старого (или Нагорного) Русика.

Скит Ксилургу

Ксилургу (Древодел)

Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По преданию, это - древнейшая русская обитель в мире , основанная в X веке дружинниками просветительницы Руси, Святой равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе.

Однако, точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне. То обстоятельство, что старейшими насельниками Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.

Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, - то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. - Не удивляйтесь этим словам, это написали греки, греками никогда не понять, что климат Ксилургу - это фактически Московская область..www.сайт.

Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица ». С момента, заселения Пантелеймоновского монастыря в 1169 году Ксилургу приобрел статус скита.

Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с

Единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы . Потом, в 1820 году, появился здесь

- параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен двухэтажный корпус келлий с большим прекрасным

- параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.

В настоящее время к скиту приписаны 3 монаха.

Пантократор - Кариес

Красным тропа Пантократор - Кариес

Синяя тропа Пантократор - скит Ксилургу

206 -Ильинский скит

Подробнее:

Скит Богородицы Ксилургу - уди вительное место Святого Афона. "Местоположение и внешний вид обители со стороны моря от русского Ильинского скита, открытый и прекрас ный. Она находится... между обителя ми Пантократорской и Ватопедской, на горной выси, в лесистом месте, откуда стелется к морю узкая крутая дебрь с потоком-рекой внизу, впадающим в море близ Пантократорского монасты ря", - таково свидетельство очевидца.

Обитель Богородицы Ксилургу нахо дится в полутора часах ходьбы от Ватопедского монастыря, если идти по ав томобильной дороге Карея — Ватопед. Зта дорога - исторический путь, тяну щийся среди склонов, покрытых пышной афонской растительностью. Б течение многих веков прокладывали его тысячи подвижников и богомольцев,

От Кареи до Ксилургу пешеходный путь с грузом занимает примерно три часа. Ориентиром на пути следования к скиту Богородицы является шлагбаум на доро ге, после которого через двадцать минут пешего хода по основному направлению пойдет от наезженной колеи ответвление вниз. Именно по этому спуску через двад цать - тридцать минут ходьбы паломники попадают в Богородичную обитель древних руссов - скит Ксилургу. Святогорскому поклоннику, наверное, будут небезынтересны строки известно го писателя Бориса Зайцева, посетившего Афон вскоре после революции в России, в которых он упоминает и обитель Богоро дицы:

"...Утром два оседланных мула под пестрыми потниками ждали нас у главного входа. При светлом, еще нежарком солнце мы тронулись в гору по направлению Ста рого Руссика.
Майское путешествие на муле по горам и влажно-прохладным лесам Афона!

Афонские историки на основании имеющихся в их распоряжении источников начало Богородичной обители относят к середине Х века. Нашими древними летописцами первоначальные события скита Ксилургу не отмечены. Сведения о древнейшим периоде истории монастыря Богоро дицы на Афоне сохранились только в греческих актах. По документам не прослеживается, кто был основателем этой обители, кому она принадлежала изначально - славянам или грекам?

Но устное афонское предание на про тяжении нескольких веков устойчиво отмечало, что первыми обитателями монастыря Богородицы Ксилургу стали воины из дружины святой княгини Ольги, сопровождавшие ее в Константинополь в 957 году, а затем, по принятии хрис тианства, оставшиеся подвизаться на Святой Горе в качестве простых иноков. Хотя некоторые исследователи называ ют и более раннюю дату обоснования русских на Афоне - времена импера тора Михаила III (около 842 г.), когда "приходила Русь на Царьград и многие русы крестились". Если принять во внимание то об стоятельство, что именно в - этой обите ли первоначально приютились русские, и она им позднее была уступлена во вла дение, то вполне допустимо славянское происхождение этого монастыря.

Ведь в самом деле, где мог искать и дейс твительно найти приют тогдашний (как и теперешний) русский поклонник, не знавший греческого языка, как не в ка кой-либо славянской обители с родным для него богослужебным языком? Поэ тому и справедливо предположение, что предки, поселившиеся в Ксилургу, кроме обычного прибытка от своих трудов, получали средства содержания и от пожертвований из далекого отечества. Неудивительно, что первыми ктиторами обители Богородицы Ксилургу на Афоне считаются великий князь Владимир (умер в 1015 году) и Ярослав Мудрый.

В 1016 году под актом монастыря Ксилургу стоит подпись "монаха Гераси ма, пресвитера и игумена обители Рус ской". Для истории Русского Афона это немаловажный факт.
Постоянное упоминание о монас тыре Ксилургу в византийских актах начинается с XI века. В 1030 году обитель Ксилургу упомянута с титулом гуменарии, а в 1048 - даже лавры, что гово рит о ее высокой значимости. Летопись Богородичной обители не богата собы тиями - так мало источников дошло до нашего времени. Записывали в те времена в основном купчие или судебные дела. Вот некото рые из них которые дошли до нас.

В 1030 году ксилургийский игумен Феодул купил одну из келий, назначенных к продаже по смерти Димитрия Халкеоса (кузнеца) за 22 монеты. Около того же года он получил в подарок от игумена Дометиева монастыря Григория одно запус тевшее место у моря и построил тут дом с хранилищем для своих лодок. Преемником Феодула был его племянник Иоанникий. При нем Ксилургийский монастырь потер пел внезапный ущерб. Монахи обители Дометиевой "по научению диавола или злых людей" разорили дом ксилургийцев на земле, подаренной игуменом Григорием. Иоанникий жаловался на них царю Конс тантину Мономаху, как верховному вла дыке всего Афона. По царскому приказу состоялось следствие, и дело решилось тем, что игумен Григорий уступил Иоанникию новое место в восемь саженей ширины и длины напротив пристани Филадельфа, а Иоанникий дал ему за него 6 монет. Это случилось в мае 1040 года.

В ноябре 1071 года афонское уп равление Протат под председательством прото-монаха Павла решило тяжбу обители Ксилургу с монастырем Скорпиевым за одну смежную землю: спорный участок был разделен пополам.

Из купчих документов можно ви деть, что Ксилургийская обитель стоя ла на Афонской Горе достаточно сильно. Кроме своего участка земли она владела и другими, покупая их у соседних оби телей, имела на берегу моря собствен ную пристань с домом и сараем для лодок. Внутренняя жизнь монашеская, как и всех тогдашних маленьких обителеи-монидрионов, протекала в испол нении монашеских правил и небольших хозяйственных дел - главного средства пропитания подвижников. В окрестностях Ксилургу стоит густой лес и скорей всего монахи занимались заготовкой леса и его обработкой.

Во второй половине XI века в обители Ксилургу сложилось какое-то нестроение, в результате которого в 1071 году был отречен ее игумен, и вскоре Богородичный монастырь руссы приобрели полностью. Наши соотечественники привели обитель к строгому общежительному благоустройству и материальному бла госостоянию.

"При великом князе Ярославе (который, кстати сказать, по свидетельству летописи был любитель "до излиха" монахов и покровитель монастырей) - русские иноки получи ли полную самостоятельность и права наравне с иноками других славянских племен, - пишет один из летописцев Афона. - А в 1080 году... по указу греческого императора Алексея Комнина повелено отрезать 1/20 часть всей св. Горы обители Руссов, т. е. отделить равную часть поземельного надела с прочими греческими и славянскими монастырями и отдать в собственность русским инокам. Отсюда стала значить ся и славиться повсюду наша русская обитель на Афоне". Так по Промыслу Божию русское иночество утвердилось на Святой Горе, получив в свое основа ние драгоценную землю Афона.

Конец X — начало XI века в истории скита связан с именем русича Антипы из Любеча, который стал на Афоне иноком Антонием. Преподобный Антоний - основатель Киево-Печерской Лавры и первоначальник русского монашества в родном Отечестве — был пер вым из тех русских, чье имя осталось в истории Афона. В одном из переложений его жития можно прочесть, как Антипа под влиянием святогорских подвижни ков встал на путь иноческой жизни и в поисках полезного места для спасения души оказался на Афоне: "...Обошел тут богобоязненный Антипа все монастыри, скиты и подвижнические пустынки, много встречалось ему живущих на Свя той Горе и русских братьев, особливо в обители рус сов - Ксилургу; видел жительство их, свыше естест ва человеческого подражавших во плоти житию ангельскому, и сердце его разгорелось Христовой любовью порев новать житию их", - так пишет соста витель жития прп. Антония.

И до сегодняшнего дня церковные историки называют два возможных места пострига преподобного Анто ния Печерского: это - или обитель Богородицы Ксилургу, или монастырь Есфигмен. Достоверно известно, что инок Антоний жил в монастыре Ксилургу подолгу. Будущий отец русского монашества дважды посетил Афон до своего водворения в Киеве. Опираясь на известные ему источники, Владимир Маевский писал: "В XI в. русские имеют свою обитель на Афоне. Это - обитель "Святыя Богородицы Ксилургу" - сущес твующая как русская и до сего дня. Б ней, по преданию, жил после постриже ния преподобный Антоний Печерский и оттуда он принес "благословение Святой Горы" в Киев".

Но для современных поклонников афонских святынь ценно и то, что пре подобный Антоний сближает нас с историей монастыря Есфигмен, хотя

"...это монастырь чисто греческий, и братия его состоит из одних иноков-греков. Но по преданию, именно в Есфигмене, в конце X и начале XI века, подвизал ся первоначальник русского иночест ва преподобный Антоний Киевский; по благословению игумена этой обители Феоктиста он удалился в пещеру высе ченную в скале над морем и получив шую название Самара".

Впоследствии преподобный Антоний оставил Афон и, возвратясь на Русь, под Киевом основал первое монашеское пустынножи тельство, постепенно разросшееся в знаменитую Киево-Печерскую лавру... В 1849 году, над остатками пещеры преп. Антония была построена на рус ские средства небольшая церковь в его честь" — такими фактами дополняет свой рассказ о пребывании Антония Пе черского на Афоне В. Маевский.

Пролетело целое тысячелетие, сме нилось несколько десятков поколений, а камни скита Богородицы Исилургу и сегодня помнят святые стопы и молит венные коленопреклонения преподобно го Антония - родоначальника русского монашества.

Нашим соотечественникам - русским ревнителям благочестия - Святая Афонская Гора всегда была особенно дорога потому, что в подвижниках ее проявлялись чудные силы и несомненные дары благодати -эти плоды их деятельной равноангельской жизни. Но особенно возлюбили ее русские поклонники, когда по Промыслу Божию и ходатайству Игуменьи Афонс кой Горы попечением русских и гречес ких царей и патриархов была дарована русским на Афоне полная самостоятель ность. Б это время обитель Богородицы Ксилургу пережила настоящий расцвет.

Жизнь в монастыре в те годы была устроена по общежительному уставу. Видно это из одного исторического до кумента. Б первой половине XII столетия настоятелем монастыря стал монах Христофор. В 1143 году ему была пе редана обитель со всем церковным и хозяйственным имуществом. Опись пе редачи сохранилась до нового времени, она многократно изучена исследователями Русского Афона, один из которых писал:

"Судя по описи монастырского имущества, можно думать, что русские монахи начали свое подвижничество на Афоне по уставу общежития. Уже одно перечисление и устройство сосудов и орудий и различных употребительных предметов, поименно означенных в той описи, приводит нас к тому заклю чению".

Каковы же были исторические усло вия, сложившиеся на Святой Горе в древ ности, в которых протекала жизнь древ них русских иноков и в скиту Ксилургу? "В царствование византийской династии Комнинов

Украинский вопрос: Святая Гора Афон обособила свою позицию от мнения четырех монастырей (Великой Лавры, Иверского, Кутлумуша и Эсфигмена) [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Успенский кафедральный собор Будапешта

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть