Бизнесу быть

В период с XII по XIII века в России произошло становление особой архитектурной школы. На северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри, из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками.

В рамки знаменитого туристического маршрута страны – Золотое кольцо России – включены два уникальных города – Владимир и Суздаль. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, для которого характерны парящая легкость гармонично вписанных в окружающий ландшафт зданий и искусная резьба по камню. Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром .

Суздаль – город, который сохранил не только архитектуру, но и дух Древней Руси. Здесь иногда кажется, что находишься в прошлом, в том далеком времени белокаменных палат и церквей. Особенно сильно это чувство в Городе мастеров, где до сих пор, как в старину, работают кузницы, а гончары лепят горшки и игрушки, приглашая на мастер-класс. Прямо на улице можно напиться кваса или купить медовухи, а возле торговых рядов взять извозчика. Город помнит всю русскую историю, здесь сохранилось более 200 архитектурных памятников.

Не меньше памятников сохранилось и во Владимире. Этот город называют воротами Золотого Кольца. Здесь творили свои белокаменные шедевры древнерусские резчики, писал иконы Андрей Рублев. Храмы, словно шкатулки покрыты необычной резьбой, которая зародилась на владимиро-суздальской земле. Она характерна как раз для периода древнерусского зодчества, и по ней часто определяют время строения. Подобная техника и белокаменное строительство распространено во многих городах Золотого Кольца. Этот популярный туристический маршрут помогает вдохнуть настоящего русского воздуха, прикоснуться к истории России, ее вере, ее бессмертному народу.

По не вполне понятным причинам Российской Федерацией не были представлены к включению в список Всемирного наследия другие памятники того же круга - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-56), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-е, XV век), Покровский монастырь в Суздале и Княгинин монастырь во Владимире (оба - начало XVI века).

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля — ФОТО

Всего в 4 км от Суздаля, в Кидекше, сохранился старейший памятник белокаменного зодчества древней Руси. Он находится под охраной ЮНЕСКО и действует как музей. Борисоглебская церковь, которую построил князь Ю. Долгорукий, датируется 12 веком. По легенде именно в этом месте от руки брата Святополка погибли Борис и Глеб. Церковь почитает их как первых русских мучеников. Здание не отличается пышной красотой, и как настоящий русский богатырь стойко переносит тяготы жизни. Здесь сохранились старинный фрески, похоронен сын Юрия Долгорукого с женой и дочерью.

Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии. Над украшением Успенского собора трудились мастера из многих городов Киевской Руси, Галича, Греции и Германии. Именно отсюда пошло понятие белокаменной резьбы, фрагменты которой можно наблюдать на внешнем облике собора. Это картина вознесения Александра Македонского, отроки, брошенные в печь Вавилонским царем, сорок севастийских мучеников и др. Главный купол пятиглавого собора был позолочен червленым золотом и в народе собор получил название Златоверхий.

На одном из белокаменных блоков Золотых ворот есть печать князя Андрея Боголюбского, говорящая о том, что ворота построены в период его княжения. Первоначальный облик строения представить трудно, так как ворота много раз перестраивали после войн и пожаров. По историческим данным подобных въездов в город было семь, но сохранились только одни ворота — Золотые. Хан Батый, осаждая город, так и не смог пройти через них в город, а дубовые ворота, которые потом сняли с петель и везли в Орду, затонули в реке Клязьме. Маленькая надвратная церквушка Ризоположения ныне действующий музей, в котором экспонируется выставка оружия и воинских доспехов.

В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен и реставрировали его только во время правления Николая.

Боголюбский княжеский дворец летописцы сравнивали с дворцом царя Соломона. Белокаменное строение отличалось необыкновенной пышностью богатством. До наших дней оно не дошло в первозданном виде, но сохранились палаты князя Андрея в составе церкви Рождества Богородицы. А в 1954г. исследователь Н.Воронин обнаружил лестничную башню. Колокольня, которая над ней надстроена более позднего периода. Перед дворцом сохранилась площадь, выложенная белым камнем, продуманы даже желоба для стока воды. Князь Андрей прожил здесь 17 лет и был убит в лестничной башне.

Маленькая белая церковь отражается в воде реки Нерль, и словно плывет. Окрестности храма – это заливные луга, которые являются природоохранной зоной, но никогда еще церковь не затопляло в периоды разлива. Она построена князем Андреем в честь сына Изяслава в начале 12 века. Это самый совершенный белокаменный храм древнерусского зодчества. В нем идеально подогнаны камни, стройные высокие стены. Внутренние росписи не сохранились, но внешне церковь украшена белокаменной резьбой и барельефами. До наших дней она сохранилась в несколько измененном виде, некоторые части строения были разобраны.

Кремль стал началом города Суздаль и самым древним его строением. Строительство проходило во время правления Владимира Мономаха. На территории кремля жил сам князь и его дружина. До наших дней сохранились земляные глиняные валы. Позже были устроены деревянные стены для защиты от врага и простояли до 1719г. О Суздальском кремле есть много упоминаний в древнерусских летописях. На его территории находится также церковь, которую заложил Владимир Мономах. Чуть позже на ее месте воздвигли белокаменный собор, который тоже дошел до наших дней в измененном виде. Верхняя часть собора выложена кирпичом. Во внешнем убранстве главными являются резные орнаменты древнерусских мастеров. Внутри сохранились фрески 13, 15 веков. Здесь же похоронены сыновья Юрия Долгорукого и другие князья.

Монастырь-крепость изначально был построен в очень хорошем стратегическом месте. Конечно, деревянные первые строения не сохранились, каменные стены и башни с бойницами, амбразурами были построены в 16в. Стены монастыря помнят и татарские набеги, и посещения царственных особ и неугодных властям раскольников и бунтарей. Последних содержали в подвалах монастырского тюремного комплекса, который использовали даже чекисты для выявления предателей. На территории монастыря есть памятник героям литовско-польской войны, установлен крест похороненному здесь князю Минину-Пожарскому.

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли - Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами - Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц - львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества - церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу, церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее: златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой - самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть - все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро - Суздальского княжества.

Храм Покрова - на - Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же - доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

(И. Кобзев)

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор (1189г.), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова - на - Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники - святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.

Во второй половине 12 в. – начале 13 в. – время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это было одно из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена князя Ю.Долгорукого (1140-1150-гг.). Этот князь строил много крепостей, возможно поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, по свидетельству летописи, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси, а также романской Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций. А.Боголюбский задумывает сделать Владимир главным городом Древней Руси, стремясь превзойти Киев. Даже главные ворота города, сложенные из белого камня города он, по примеру Киева называет «Золотые» (1164).

Золотые ворота были главным торжественным въездом в город, перекрывались высоким арочным сводом. По сторонам ворот находился земляной вал высотой 9 м и шириной у основания 24 м. Снаружи город опоясывал ров глубиной более 8 м и шириной около 22 м.

Главным храмом города становиться Успенский собор (1158-1160). Это была построенная из тщательно обработанного белого камня трёхнефная трёхапсидная постройка с шестью крестчатыми столбами, поддерживавшими своды и барабан. Широкие фасады придавали храму торжественность и величественность. Стены собора были богато украшены аркатурно-колончатым фризом, клиновидными консолями и капителями романского характера и пояском поребрика над аркатурой – эта характерная деталь убранства в дальнейшем пройдёт через всю историю владимиро-суздальской архитектуры и затем войдёт в состав архитектуры Московского государства. Снаружи храм был украшен фресковой росписью – сохранился фрагмент с изображением двух павлинов с пышными хвостами и растительным орнаментом, между позолоченных колонок изображены фигуры пророков со свитками в руках. Таким образом, белые фасады храма были украшены цветным фресковым поясом, который предвещал появление в дальнейшем на этой части храма резного декора. Фасад украшали также немногочисленные резные белокаменные рельефы с изображениями на религиозные сюжеты, а также маскаронами с женскими лицами (символ посвящения храма Богородице), и головами львов по углам окон. Белокаменная резьба выполнялась в двух техниках – плоско-графическая и округлая, горельефная. Она вполне самобытна, что указывает на начало сложения местной скульптурной школы. Однако многие элементы – каменные аркатурные колончатые пояса и др., как и появление самого каменного рельефного резного декора, указывают на непосредственное влияние романских мастеров Западной Европы.

Таким образом, со времени возведения Успенского собора Владимира яркой особенностью архитектуры Владимиро-Суздальской земли стало использование резного белокаменного архитектурного декора .

После пожара в 1185 г. собор был реконструирован – по указанию князя Всеволода ІІІ в 1185-1189 г. собор был расширен за счёт пристройки к нему по периметру новых стен, которые стали своеобразным «футляром». Новые стены собора также были украшены белокаменными резными деталями.

Важное значение в строительной деятельности А.Боголюбского имел дворцовый ансамбль в Боголюбове на р.Нерли, недалеко от Владимира (1158-1165 гг.). Ансамбль воспринимался как единое целое. Княжеский замок был каменной крепостью, княжеский дворец и храм – белокаменными. Княжеский дворец стоял на вымощенной белым камнем замковой площади, посреди которой находился восьмиколонный златоверхий киворий – «святой шатёр» над каменной чашей для освящения воды – самая изысканная постройка ансамбля. Из дворца переход вёл на хоры церкви и через неё на крепостную стену. Храм имел чрезвычайно пышный интерьер – своды поддерживались не столбами, а колоннами с лиственными («коринфскими») позолоченными капителями. Позолоченными были также и косяки порталов, а пол устлан толстыми медными плитами со спаянными оловом швами. Боголюбовский дворец выдерживает сравнения с лучшими дворцовыми ансамблями Западной Европы того времени, отличаясь от них оригинальным русским обликом.

Самой выдающейся постройкой времён А.Боголюбского является церковь Покрова на Нерли (1165). Храм располагается при устье р.Нерли, на заливном надпойменном берегу. Чтобы поднять здание над уровнем разлива зодчие соорудили основание под храм (высотой 5,3 м.), засыпали его искусственной насыпью и облицевали её склоны белым камнем. Арки фасадов являются своеобразным лейтмотивом здания, многократно повторяясь в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе, куполе. Скульптурные украшения храма не многочисленны, но тактично расположены в полукружьях закомар . Храм первоначально был окружён белокаменной аркадой и стеной в юго-западном углу.

Цели прославления государства служил Дмитриевский собор во Владимире , возведённый кн. Всеволодом (1194-1197). В основе собора (как и в церкви Покрова на Нерли) лежит однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Но художественный образ другой – «романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню – фигуры святых и растений. В основе скульптурной декорации храма лежит глубоко продуманная программа, связанная с символическим выражением религиозных идей и прославлением княжеской власти. Центральным изображением является фигура псалмопевца Давида, но также широко представлены изображения растений и животных.

Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой – искусство западно-европейских мастеров, работавших у владимирских князей.

Очередным храмом, богато украшенном белокаменной резьбой является Рождественск и й собор в Суздале (1222-1225). Храм представлял собой традиционный шестистолпный трёхапсидный храм, увенчанный, вероятно, одним куполом на барабане (не сохранился, в современном состоянии храм венчают пять куполов). Рельефный резной белокаменный декор покрывает разлчные выступающие элементы здания – карнизы, колоннчатые аркатурные пояса и др. Учёные предполагают, что вероятно в декоре этого храма возникла система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись выполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. В дальнейшем этот приём ещё больше развидлся в соборе Юрьева-Польского.

Уникальным памятником владимиро-суздальской резьбы по камню являются рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польск о м (от слова «поле », 1230-1234 гг.). В 15 в. храм рухнул, но в том же столетии был восстановлен со значительными изменениями во внешнем виде и расположении рельефов. Реконструкция первоначального расположения рельефов позволяет говорить о сложной и последовательной программе скульптурного убранства храма.

На этих пяти храмах можно проследить развитие монументальной белокаменной резьбы от скромных опытов Андрея Боголюбского до сплошного резного убора, покрывавшего от цоколя до главы храмы 13 в.

Архитектура и изобразительное искусство Новгорода 12-13 вв.

Раньше всех формирование местной архитектурно-художественой школы прослеживается в Новгороде. Каменные сооружения Новгорода начала 12 в., возводились при финансовой поддержке новгородских князьей, концентрировавших в своих руках значительные экономические ресурсы новгородского княжества. В соответствии с местными художественными вкусами и особенностями северной архитектуры храмам Новгорода свойственны лаконизм, суровая монументальная простота форм, компактность объёмов.

Типичен в этом отношении Георгиевский собор Юрьева монастыря сооружённый мастером Петром в 1119-1130 г. Его облик отличается богатырской мощью, смелая ассиметрия композиционного решения, созданная вынесённой за массив здания мощной лестничной башней, не нарушает целостности сооружения. Устремлённые ввысь мощные лопатки завершаются спокойными полукружиями арок. Собор лишён каких-либо украшений, его фасады оживлены лишь 4 рядами узких окон и ниш. Таковы также Николо-Дворищенский собор (1113), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117).

В 1136 г. новгородцы изгоняют своих князей и устанавливают своеобразную феодальную республику, во главе которой стояло вече – общее собрание новгородцев. Однако, внутренняя и внешняя политика Новгорода определялась советом бояр – именитых граждан во главе с посадником и архиепископом. Своеобразие общественной жизни Новгорода (демократичность) нашло отражение в его архитектуре и изообразительном искусстве. Архитекторы и художники опирались в своих исканиях на широкие народные художественные традиции, очень органично перерабатывали приходившие новшества, приспосабливая их для выражения своих собственных идей.

Со второй половины 12 в., со времени установления в Новгороде феодальной республики, новгородское зодчество претерпевает решительные изменения. Храмы становяться более компактными, значительно уступая в размерах княжеским сооружениям предшествующей поры, т.к. возводятся не на княжеские средства, а на деньги простых мещан. Храмы увенчиваются лишь одним куполом на широком барабане, но в то же время они по прежнему монументальны и величественны. В них как бы заключена огромная сила, отвечающая духу времени и нравам людей той неспокойной эпохи. Сохранилось несколько храмов этого периода – церкви Петра и Павла на Синчьей горе (1185-1192), Рождества в Перыни (первая половина 13 в.), Спаса Преображения на Нередице (1198) и др. Большинство этих храмов отличаются простотой венешнего облика, их декор очень скуп, конструкция ясна.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода 12 – начала 13 в. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях новгородцев. Если росписи Новгородской Софии ещё тесно связаны с киевско-византийским кругом, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) говорят о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, придало ей предельную эмоциональную выразительность образов святых и отцов церкви, которые наполнены необыкновенной глубиной и подлинным величием. Эти же черты характерны и для творчества новгородских иконописцев того времени – демократичностью, выразительной красочностью и лаконизмом силуэтов отличаются иконы “Устюжское Благовещенье ”, “Спас Нерукотворный”, “Успение ” и др. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что в нём обосновывались многие приезжие мастера, в т.ч. Феофан Грек . Торговые связи с западным миром способствовали знакомству месных мастеров с романским и готическим искусством Европы.

В 1237 – 1240 гг. полчища монголо-татарского хана Батыя стирают с лица земли многие города Древней Руси, включительно с Киевом, Черниговом, Гомелем, Владимиром, Суздалем, Рязанью, Москвой, и многими другими. Новгород не пострадал от нашествия, но уничтожение многих соседних земель повлияло и на его экономику, строительство в нём замирает и оживает лишь в конце 13 в.

Архитектура Новгорода 14-15 в.

Первым каменным храмом после длительного строительного затишья является церковь Николы на Липне (1292). Эта церковь дала толчок для развития нового стиля в зодчестве Новгорода, и к середине 14 в. появились храмы в зрелых формах, с классической ясностью своих пропорций. Среди них церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361), Спасо-Преображенский собор на Ильине улице (1374), а также церковь Петра и Павла в Кожевниках.

Церкви 14-15 вв. отличались гораздо меньшими размерами, чем княжеские соборы 11-12 вв. Наряду с типичной для новгородской архитектуры монументальностью масс и лаконичной простотой объёмов в них появляюся новые черты. Широко распространившееся трёхлопастное завершение стен увеличило стройность зданий, исчезла трёхапсиднасть – все храмы этого времени с одной апсидой, которая делалась значительно ниже восточной стены. Строители отказываются от древнерусской системы кладки и переходят к местным строительным традициям. Вместо кирпича стены выкладывались только из местного разноцветного камня, неровно обколотого, что потребовало обязательной обмазки стен известью. В результате усиливалась неровность стен, что дополнительно выявляло свойственную всему новгородскому и псковскому зодчеству скульптурность. Храмам свойственна суровость, но в то же время им присущи изящество, ясность архитектурного образа. Мощная гладь их стен члениться широкими лопатками и оживляется узкими окнами и нишами. Барабаны куполов украшены простым, но выразительным кирпичным орнаментом. Трёхлопастевые арки придают храмам нарядность, так же как накладные кресты и бровки на стенах.

В этих сооружениях новгородская архитектура находит своё классическое завершение. В 14 в. архитекторы лишь варьируют найденный тип здания, сообщая ему то большую интимность, то подчёркнутую строгость, то затейливую нарядность. Самобытный характер новгородских храмов не нарушается использованием декоративных приёмов других архитектурных школ. Так декор апсид напоминает оформление апсид романских храмов Германии, но он не вступает в противоречие с чисто новгородским обликом здания, подчинён его общему декоративному ритму.

Архитектура Новгорода развивалась на основе местных художественных традиций и вкусов. Вместе с тем это явление органично входит в общий процесс развития древнерусской архитектуры, обогащая его новыми идеями и формами.

Новгород, центр богатой боярской республики, поддерживал тесные торговые и культурные отношения со странами западной Европы, в первую очередь немецкими ганзейскими городами. Свидетельством этого является В ладычная (Грановитая ) палата новгородского кремля. Она была построена в 1433 г. приглашёнными европейскими мастерами в готическом стиле.

Первоначально Владычная палата, выстроенная из кирпича, была окружена открытой галереей, типичной для готических построек, ее освещали стрельчатые высокие окна, в интерьер вели порталы с лучковым фронтоном. Нижние этажи палаты служили для хозяйственных целей, использовались в качестве кладовых, погребов, столовых палат. Зал верхнего этажа имел церемониальное назначение, где новгородские владыки могли принимать гостей, вручать дары, устраивать заседания, праздничные трапезы, встречать послов. Здесь сохранилась кирпичная кладка сводов с нервюрами, опирающимися на круглый столб в центре. Название палаты «грановитая» появилось в публикациях в первой половине XIX в. из-за особенностей декоративного оформления сводов готическими нервюрами – «гранями». Владычная палата новгородского кремля является самым восточным и, пожалуй, единственным на территории России памятником европейской готики.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества оказало огромное влияние на культуру формирующейся Москвы. Но на самом пике своего расцвета оно было прервано вторжением Батыя.

В результате нашествия погибла значительная часть населения Руси. Киев, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир-Волынский, Чернигов, Переяславль, Рязань и многие другие города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси понесла значительный урон.

Немного истории

В 1132 г. умер последний могущественный киевский князь Мстистав Великий. Именно эта дата стала началом распада Киевского государства. Эпоху XII-XVI вв. называют удельным периодом или феодальной раздробленностью .
Княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, а также Новгородская и Псковская республики – вот во что превратилась могущественная Киевская держава. Это были миры, обособленные в своих эгоистических принципах, но в то же время связанные русским национальным сознанием. Каждое из княжеств оставило свой след в искусстве, но политическое и культурное первенство принадлежало всё-таки Владимиро-Суздальскому княжеству.
Отдалённым следствием распада Киевской Руси стало формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Формально Киевская Русь существовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240), а Киев продолжал считаться главным городом.

Карта Киевской Руси в 1237 г.
Итак, Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской (её по-другому называли Залесьем) и начинает развиваться в совсем иных природных условиях. «Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность...» (В. Ключевский).

Искусство

Зодчество, живопись и ваяние представлены во Владимиро-Суздальском княжестве во всё своём великолепии. За столетие это искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском) до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве.

Зодчество

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси. Построена в правление Юрия Долгорукого, датируется 1152 г. В настоящее время здесь музей. Ки́декша – село в Суздальском районе Владимирской области.
Церковь Бориса и Глеба одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из тщательно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 г. В настоящее время здесь расположен филиал городского музея-заповедника. Это одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Толщина стен: от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Интерьер собора
Как известно, город Владимир назван в честь его основателя, Владимира Мономаха. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский – перенёс сюда свою резиденцию.
Андрей Боголюбский – государственный деятель, полководец и дипломат.

В. Васнецов «Андрей Юрьевич Боголюбский». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.
Много можно было бы рассказать о непростом характере этого князя и о его не всегда благочестивых поступках, но рамки статьи не позволяют нам этого сделать. Скажем только, что заслуга его заключается в том, что он приостановил распад Руси и понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра её объединения. Город Владимир, как и всё княжество, стал при нём крупнейшим центром русской культуры. Боголюбский собрал в своё княжество «всех земель мастеры», особенно из Галицкой Руси, бывшей в то время связующим звеном Руси с Западом. Но не только оттуда. Истоки владимиро-суздальского храмового строительства следует искать в переплетении многих культур. Однако владимирские шедевры – исключительное явление в мировой культуре, подобных нет ни в одной стране.

Успенский собор (Владимир)

Успенский собор – памятник русского зодчества XII в. Это один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.
В 1992 г. Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Белокаменный собор был построен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. Расписан в 1161 г.
В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Храм Покрова на Нерли (Боголюбово)

Построен в память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар. Это один из самых поэтических древнерусских храмов, он посвящен празднику Покрова. Расположен в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Датой основания считается 1165 или 1158 г.
Старые мастера умели так расположить постройку, чтобы она идеально вписывалась в пейзаж. Расположение храма уникально в том смысле, что церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). И церковь находилась на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Фундамент храма уходит на глубину более 5 м – эта технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
Художник И. Грабарь считал, что «церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства...»
Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но выглядят наклонёнными внутрь, этим достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Первоначальные внутренние росписи храма сбиты при поновлении в 1877 г., т.е полностью утрачены. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма – восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Существует легенда, что князь Андрей построил этот храм после кончины любимого сына Изяслава – в память о нём. Храм стоит, словно свеча, отражаясь в воде, сверкая ослепительной белизной.

Боголюбский дворец (1158-1165)

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 г. основал здесь загородную резиденцию. В этой резиденции он воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Это был настоящий замок-крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Помимо храмов, ансамбль включал 2-этажный каменный дворец и каменный киворий (навес над престолом, поддерживаемый колоннами).
Князь Андрей был убит в этом замке боярами в результате заговора. Во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь.

Золотые ворота (Владимир)

Золотые ворота построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка; оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Это были самые парадные ворота города в XII-XIII вв. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», т.е. они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки 14 м. Массивные дубовые створы ворот висели на кованых петлях. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

Золотые ворота со стороны Козлова вала
Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе.

Дмитриевский собор (Владимир)

В 1194-1197 гг., в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества, великий князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо построил собор в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Собор являет собой канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 г. включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор той же конструкции, что и церковь Покрова на Нерли, но отличный от него тем, что не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. От его образа веет не легкостью и изяществом, а эпической силой.
Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм много раз горел и подвергался разграблениям. В результате реставрации 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I храм лишился интереснейших частей - лестничных башен и галерей.
В настоящее время действует как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Особенностью Дмитриевского собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. Украшение Дмитриевского собора скорее всего дело рук русских зодчих и резчиков.

При князе Юрии Всеволодовиче был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125), верхняя его часть перестроена в XVI в. Это шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами собор. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область) в честь св. Георгия (1230–1234).

Сооружён князем Святославом Всеволодовичем. Представлял собой кубический храм с тремя притворами (перестроен в XV в.).

Покрытый сверху донизу узором резьбы, храм действительно напоминает какую-то затейливую шкатулку. Здесь отражены и религиозная, и политическая тематики, и сказочные сюжеты, и воинская тема.

Живопись

О монументальной живописи Владимиро-Суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера.

Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

Фреска из Дмитриевского собора Владимира (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома

Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком
Икон XII-XIII вв. Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, но среди них есть настоящие шедевры иконописи.

Это икона «Деисус» (в переводе с греческого «моление, прошение»). С двух сторон молодого Христа изображены скорбные ангелы, композиция символизирует идею заступничества. Обычно справа и слева от Христа изображались Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционном жесте молитвенного заступничества. «Ангельский деисус» включает в изображение Христа и двух архангелов – Михаила и Гавриила.

Владимирская Богоматерь

Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает знаменитая икона «Богоматерь Владимирская». Существует предание, что её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Другие историки считают, что икона была подарком князю от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.
Неизвестный художник соединил в иконе духовное величие с трепетной нежностью матери. Владимирская Богоматерь притягивает взоры своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону сделал покровительницей Северо-Восточной Руси князь Андрей Боголюбский.

Икона «Димитрий Солунский» (XII век) . Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 156 × 108 см. Третьяковская галерея (Москва)
Икона написана неизвестным автором по заказу князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) для Дмитриевского собора во Владимире. Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.
Икона «Ярославская Оранта» – икона Богородицы, написанная в XII-XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
На иконе – изображение могучей, но любящей и сострадающей людям Заступницы всего человечества.

Декоративно-прикладное искусство

Во Владимиро-Суздальской земле на высоком уровне находилось и прикладное искусство. Западные ворота Суздальского собора были расписаны «жжёным золотом», роспись напоминала офорт в графике.

«Золотые врата» Рожденственского собора в Суздале (XIII в.)
Во владимирских кладах найдены браслеты, в которых рисунок орнамента напоминает пластику соборов, ювелирные украшения.

Звенигород, Переяславль – Залесский.

С 1097 года восточные земли превратились в отдельное княжество – Суздальское. В течение столетий князья превратили эти земли в цветущий и богатый край. Особенно усилились эти земли в период правления Андрея Георгиевича Боголюбского. Суздальская земля при нем приняла эстафету центра Руси от уходящей в прошлое киевской цивилизации.

Природа края, климат, смесь традиций формировали здесь нового россиянина, жителя востока Древней Руси.

Экономическое состояние княжества, политические условия того времени, мировосприятие местных мастеров отразились в архитектурных сооружениях, которые сохранились до наших дней.

Во всем древнерусском искусстве Владимиро – Суздальского княжества проявляется создание каменных сооружений с монументальной пластикой на фасадах. В основе ее – древние традиции деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Любовь к природе и прославление князя отразилось в содержании многочисленных рельефов на каменных стенах владимиро – суздальской школы.

Белокаменные памятники Владимиро – Суздальского музея

В период с XII по XIII века на северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри. Их строили из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, характеризующийся тем, что белокаменные архитектурные сооружения гармонично вписывались в окружающий ландшафт.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны кладка из плит белого известняка, отсюда и название — «белокаменные» памятники. При строительстве зданий соблюдалась изысканность пропорций. Тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), а внешняя легкость зданий придавали особую красоту.

Подлинными шедеврами владимиро – суздальской архитектурной школы являются восемь памятников и два ансамбля. В центре города Владимира находится Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота. В Суздале расположен Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо — Евфимиев и Покровский монастыри. Часть памятников архитектуры расположены в пригородах. Это храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Удивительно красивые белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и внесены в список объектов ЮНЕСКО. Древние города Владимир и Суздаль являются частью туристического маршрута «Золотое кольцо» России. Ныне все указанные памятники и отдельные достопримечательности Владимиро-Суздальской земли входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей учрежден в 1958 г.

Город Владимир

Один из древнейших городов России Владимир основан в 1108 г. на левом берегу реки Клязьмы. Владимир и Суздаль находятся в центре европейской части России, в 200 км к востоку от Москвы. В 30 км от Владимира находится Суздаль. Владимир является древнейшей столицей северо – востока Руси. В городе 20 церквей, есть памятники Андрею Рублеву, Александру Невскому и другие. Владимир считается «воротами» туристического маршрута Золотое кольцо России.

Успенский собор города Владимира

Успенский собор был заложен на вершине холма. Собор построен всего за три года (1158–1160). Этот собор сразу стал главным архитектурным сооружением древнего Владимира и основным храмом всего Владимиро – Суздальского княжества. Высокий белокаменный пятиглавый собор поражал своей гармонией, обилием украшений из золота.

Статьи об объектах ЮНЕСКО в России

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть