Бизнесу быть

История Гардского моста

Определение 1

Гардский мост (фр. Pont du Gard, букв. «мост через Гар») – самый высокий из уцелевших древнеримских акведуков. Пересекает реку Гардон, прежде именуемую Гаром, на территории современной Франции в департаменте Гар.

Акведук Пон-дю-Гар имеет длину 275 метров и высоту 47 метров, внесён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.

До недавнего времени считалось, что данный акведук был построен в целях снабжения водой города Нима по поручению полководца Марка Випсания Агриппы, который являлся зятем римского императора Октавиана Августа (19 год до н.э.). Однако последние исследования могут свидетельствовать о том, что процесс строительства продолжался и в середине I века нашей эры. На некоторых камнях сооружения до сих пор можно увидеть отметки древних строителей, например, на передней стороне моста слева – «FR S III – frons sinistra», что в переводе означает «передний ряд, третий слева».

Замечание 1

Пон-дю-Гар строился без применения извести и являлся одной из составных частей пятидесятикилометрового водопровода, ведущего в город Ним из Юзеса.

Сооружение имеет три яруса:

  • нижний, имеющий шесть опорных арок;
  • средний, имеющий одиннадцать арок;
  • верхний, самый масштабный, с тридцатью пятью арками.

По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Из опор разной высоты конструктивно выдвинуты каменные блоки. На данный момент неизвестно, для каких целей это было предусмотрено. Вероятно, они могли служить опорой для древнеримских строительных лесов или быть следами повышения несущей способности кладки.

Известно, что водопровод перестал действовать после прекращения существования Римской империи и функциональные особенности Пон-дю-Гара были изменены: он использовался в качестве каменного моста для лошадиных повозок на протяжении многих столетий. Для увеличения пропускной способности моста и возможности проезда крупногабаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что послужило угрозой обвала всего сооружения. Примечательно, что в 1747 году неподалеку был построен более современный мост и движение по Пон-дю-Гару постепенно закрыли. По приказу Наполеона III в середине XIX века древний памятник архитектуры подвергся капитальному ремонту, это был огромный вклад в сохранность конструкции.

Конструктивные особенности акведука

На момент проектирования Гардского моста были известны и другие композиционные и конструктивные схемы сооружения, однако автор этого произведения выбрал систему трехъярусной аркады, в которой крупные пролеты арок двух нижних ярусов запроектированы равными по высоте. Они завершаются вверху низкой аркадой, которая сходна соседней аркаде на трассе.

В данной конструктивной схеме примечательны горизонтальность и масштабность, составляющие основную художественную композицию сооружения. Важнейшим аспектом в создании художественного образа Пон-дю-Гара является динамическая ритмика сооружения. Ритмическую структуру задает аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину. Средняя часть аркады, являющаяся наиболее высокой в строении, получила значение центра композиции, боковые архи характеризуются своеобразным сужением, служа завершением развитой композиции.

В трехъярусном Градском мосте основную композиционную задачу выполняет средняя аркада. Роль аттика в сооружении выполняет низкая верхняя аркада, величина пролетов которой сопоставима с сечением вертикальных опор. Нижняя же арка, в условиях территориального рельефа практически не видна, за исключением центральной её части. Конструктивно нижняя арка повторяет в уменьшенных горизонтальных масштабах среднюю арку, поэтому не может отчетливо выразить композиционную составляющую всего сооружения. В совокупности вышеописанных факторов важнейшая часть аркады визуально выбирается как средняя, она и определяет весь образ грандиозного сооружения.

Успех архитектора Пон-дю-Гара в целом определили следующие факторы:

  • удачный подбор пропорций;
  • разнормазмерность арок одной аркады;
  • разноразмерность арок трех ярусов.

Несомненно, за основу архитектурного стиля при разработке проекта была принята типичная для римлян трехчастная система с ясно выраженным нарастанием к центру композиции. Однако переменный рельеф берегов реки, более крутых с северной стороны, внёс изменения в эту элементарную схему. Изменения конструкции вносились путем шагов от обратного: она приспосабливалась к рельефу. Примечательно, что при проектировании акведука был введен принцип «золотого сечения». Он заключается в перенесении центра тяжести всей архитектурной композиции в сторону северного берега. В итоге неравномерный рельеф берегов и смещенное ложе реки к северу относительно средней оси речной долины сформировали способ превращения простой симметрии в ритмическое целое.

В методе пропорциональности важнейшим шагом является подбор исходных размеров. Сложность этой операции заключалась в большом количестве сочетающихся разновеликих элементов. Архитектор Пон-дю-Гара проявил высокий уровень понимания геометрии, выбрав в качестве единого модуля высоту клина арки (1,55м). Это было сделано исходя из соображения наибольшей повторяемости элемента конструкции, он лучше всего подходил для этих целей. Отсчет всех остальных размеров был выбран от него, поэтому толщина Гардского моста поверху равна двум высотам клиньев. Ширина свода моста в уровне нижнего яруса состоит из трех и четырех соседних арок, следовательно, и они кратны по своим размерам исходной величине. Кратными модулю являются и другие элементы сооружения

Рисунок 2. Схема пропорций типовой секции. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

На сегодняшний день по Гардскому мосту разрешено передвигаться пешеходам. Ежегодно полтора миллиона туристов приезжают, чтобы увидеть останки великого акведука. Благодаря реставрациям, проведенным в XVII, XVIII и XX веках хорошо сохранились воздушные аркады Пон-дю-Гара, построенные без всякого раствора.

Акведук Pont du Gard August 24th, 2014

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО .

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота — 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду — 6 арок, во втором — 11, в третьем — 35. Общий вес конструкции — 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же — только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Пон-дю-Гар (Pont du Gard) - древнеримский акведук перекинутый через реку Гардон неподалеку от французского города Ним. Размеры акведука просто потрясают и делают его самым большим акведуком римской империи. Длина моста 275 метров, высота 47 метров. В этик краях мы оказались совершенно случайно. Сайт французских железных дорог (SNCF) почему-то решил что именно в Ниме (Nimes) нам будет удобнее всего произвести пересадку с поезда Париж — Монпелье на поезд Лион — Барселона.

Про акведук мы узнали когда стали интересоваться, чем же можно заняться во время двухчасовой пересадки в Ниме. В итоге мы увеличили время пересадки до 6 часов, арендовали машину и поехали к акведуку. Про акведук мы знали только одно — географические координаты.

Мы планировали подъехать к мосту по небольшой грунтовой дороге и последние 400 метров пройти по лесной тропе. Но не тут то было. На месте выяснилось, что на левом берегу реки Гардон построен целый туристический комплекс с огромной парковкой, лекторием, выставочными павильонами и т.п. Посещение акведука обошлось нам в 18 евро. Самым удачным нам показался «паромный» тариф — машина + 4 человека. Как попасть к акведуку без машины для нас осталось загадкой.

Строительство акведука велось в середина I в. н. э. Строился он без применения скрепляющего раствора (извести) и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

Жёлоб для воды. Акведук Пон-дю-Гар.

На правом берегу вода с виадука сразу попадала в тоннель. Чем-то напомнило .

1

«Красноречивое свидетельство дерзновенности замыслов и мастерства римлян», — пишут об акведуке в 28 километрах от Авиньона путеводители. Хочется добавить, да, надёжно строили в те времена, когда instrumentum vocalis (раб, говорящее орудие) без всякого заступничества профсоюзов был бы немилосердно бит за малейшее проявление лени. И ещё. Перестало работать это впечатляющее инженерное сооружение из-за небрежения лишь тогда, когда бывшие варвары смели Рим.

2


Мост через речку Гард во французском дапартаменте Гар близ Ремулана.

Pont -du -Gard. В августе по прозрачной пресной влаге скользят байдарки, а местные жители и туристы с удовольствием плещутся на крошечных каменистых пляжах с той же беззаботностью, что и наши дачники вдоль Истры в погожие летние выходные. Не удержалась и я…


И мои элегантные брюки-юбка, купленные в мае в концептуальной итальянской лавке, лёгким движением руки и идеей далёких прабабушек по папиной линии, подтыкавших подолы в июльскую страду на барщине в Рязанской губернии, превратились в не менее элегантные шорты. Русские тётки рядом обзавидовались. А кто вам, дорогие, мешал отбросить мещанские комплексы, отправляясь в отпуск, ещё в Домодедове?

1


Если бы знать, что наша бездарная побирушка гид Ольга Ревенко, содрав с наивных по 15 евро, ограничит свою «экскурсию» скоростным пробегом по нижнему ярусу моста, а потом распустит всех загорать ещё целый час у подножия акведука, мы, наверняка, припасли бы купальники. Но, увы… Глядя, как в тихой заводи плещется немецкая овчарка с французской кличкой, я попыталась заполнить для моих спутников дыры в информационном обслуживании.

1


Но для начала — предупреждение! Схему археологической зоны можно получить на стойке туристического бюро около автобусной стоянки. Билеты покупать не надо! Для всех без исключения вход бесплатный. Видимо, объект ЮНЕСКО (с 1985 года), изображённый на новенькой купюре 5 евро, живёт за счёт оплаты авторского права на тиражирование своего облика.


Шучу, конечно. Там расположены сразу несколько недешёвых киосков, кафе и туалеты, обширные настолько, что очередей практически не бывает даже во время массовых заездов любопытствующих из числа автобусных китайских туристов.

Ну, а теперь — необходимая информация. Оливы, посаженные около дороги, как я перевела выбитую на камне надпись, вовсе не с древнегреческих времён. Они были перенесены и пересажены сюда во время «культурного освоения» местности в прошлом веке. Но узловатые стволы настолько живописны, что смело можете врать — это то самое дерево, благодаря которому Афина на Акрополе выиграла спор с Посейдоном. Кстати, на камне, якобы от имени самого масличного дерева, вырезаны слова что, дескать, оно счастливо находиться в столь примечательном месте. Во времена Наполеона III, когда памятник был приведён в порядок, осколки романтизма в манерах реставраторов ещё сохранялись.

2


Помните, как у нас говорят, восхищаясь Кижами и прочими шедеврами деревянного зодчества? «Без единого гвоздя». Этот же древнеримский акведук длиной 275 и высотой 47 метров был построен рабами соплеменниками фракийца Спартака по проекту рабов же греческих инженеров… без применения извести. Иными словами, это не бетон! Это чётко подогнанные друг к другу огромные валуны. Конечно, в Египте технология возведения пирамид оказывалась сложнее в силу удалённости каменоломен от строительной площадки в пустыне. Здесь строительного материала достаточно под самым носом. Из сохранившихся до наших дней это гидротехническое сооружения великого Рима — самое высокое. Ломали себе лодыжки камнями и набивали шишки на фалангах пальцев рабы не просто ради имперской эстетики. Тот самый Марк Агриппа, чья заслуга инициативы возведения Пантеона в Риме в 29 году до нашей эры отражена соответствующей надписью под куполом, отдал приказ построить водопровод для снабжения города Нима в полусотне вёрст оттуда. Кстати, золотую монетку Нима я купила в Ницце в музее Матисса.


По другой версии, авторство приказа о постройке акведука в крупный город Ним из мелкого северного Ucetia принадлежит вовсе не зятю первого императора Октавиана Августа, а кому-то из позднейших его преемников на посту начальника над коммунальным хозяйством в масштабах государства. Влюблённым, что после венчания «разбивают» разлуку о камни моста, наверняка, будет приятно узнать, что основное строительство могло вестись в первом веке нашей эры уже теми рабами, что тайком обменивались друг с другом знаком «рыбы» то есть уже были христианами.


А теперь запомним цифры и попробуем поиграть в нумерологию… Три яруса. Шесть арок снизу, 11 — в середине, на самой верхотуре, куда добираются только местные учителя со школьными группами, дабы провести урок без помех — 35. Если захотите их послушать, карабкаться наверх надо сразу, как войдёте в археологическую зону и оставите справа оливы, тогда как парапет с речкой будет слева. Самые широкие арки, догадается любой школьник, стоят в реке. И корабль пройдёт, и от наводнений вред меньше, и… Ну что, будущие физики-математики, добавите причин?

1


Своё функциональное назначение водопровод утратил вскоре после падения Рима. Лангобардам и прочим дикарям и в голову, разумеется, не могло прийти, что за акведуком надо ухаживать. Так же, как акварии делали это по всей империи. Следили, чтобы в водоводе не скапливался мусор, отрывали корни ползучих растений, латали где надо. К слову, именно так инженер Помпей обнаружил признаки будущего извержения на склоне Везувия, поэтому самые решительные жители (не сквалыги с багажом и не бедняки, кого не удосужились экстренно оповестить) смогли спастись бегством через дальние ворота. Но сейчас речь не об этом…

1


А всего лишь о предупреждении поколению менеджеров и юристов, хватающихся за гаджеты, чтобы уточнить, сколько будет 56 умножить на четыре, или где находится город Благовещенск… Уважаемые неумехи! Надстройка не может быть толще базиса! Без инженеров вы все загнётесь. И воды не будет, и еды. Пример — вот он.


Какое-то время из водопровода, ведущего в Ним от Юзерса через Понт-дю-Гард, ещё капало. Но через десяток лет, поскольку варвары не озаботились обычной диспансеризацией и техосмотром сооружения, не знали, что известняк имеет свойство давать отложения… Да они просто не мылись, к чему им это всё? Выдающийся инженерный объект превратился на долгие средневековые века в обычный мост для гужевого транспорта. Ослики, овощи, погонщики. Изредка — распрекрасная дама, отбивающая духами запах нечистого тела, со специальной палочкой для почёсывания. Изредка — господин в широкополой шляпе. С такими полями потому, что, в отличие от снабжённой канализацией римской городской структуры, в христианских городах Европы помои и ночные горшки выливали прямо на улицы из окон. Племянница одного из римских пап скончалась от чесотки. Изабелла Кастильская хвасталась, что мылась всего два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой с Фердинандом Арагонским. А мы, русские, ходили в баню по субботам. И как смеет Европа после этого называть нас варварами?

3


Здесь есть весьма живописная пещера, а попрыгать по отшлифованным веками камням — одно удовольствие. Так что, если вам не повезёт с гидом (как нам с Ольгой Ревенко), смело переходите на другую сторону, карабкайтесь вверх по лесным тропинкам и ищите продолжение водовода. Там арки и пещеры заслуживают того, чтобы на них взглянуть.

А я, по возможности, рассказала вам то, за что платит всякий организованный турист, но не всегда получает в информационном плане качества обслуживания. А заходите просто расслабиться — располагайтесь на пляже и наслаждайтесь ласковыми солнечными лучами, брызгами света и удивительным, кристально свежим воздухом долины реки Gard. Это древнее место видело многое. Но оно доброе по отношению к нам.


Был сооружен римлянами для бытовых нужд: чтобы перебросить через реку Гар водопровод для снабжения питьевой водой города Нима.
Высота моста составляе 49 метров, длина – 275 метров, он был лишь частью целой системы мостов и акведуков, тянувшихся на расстояние 48 км от источника Ойр, возле города Юзеса до Нима .
Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 – "FR S III – frons sinistra" .
состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Каменные блоки сложены простой кладкой без облицовки и без использования раствора, выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов и для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода и их надо удалять.

Акведук использовали до IX в., а потом из-за отсутствия ухода, стенки моста покрылись толстыми кальциевыми отложениями, и он вышел из строя.
И в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей.
Сейчас автомобильное движение по мосту запрещено.
Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.


Около Гардского моста находятся пляжи, треккинг маршруты. От остановки автобусов и автостоянки к мосту ведет дорога вдоль, которой расположены кафе и зоны отдыха. (www.pontdugard.fr )

Проезд до Пон-дю-Гара:
- из Нима автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B21_Pont.St.Esprit-N%EEmes.pdf
- из Авиньона автобусы - www.edgard-transport.fr/ftp/FR_lignes/B22_Pont.St.Esprit-Avignon.pdf
http://www.edgard-transport.fr

На автомобиле:
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть