Бизнесу быть

Уважаемый Антон Евгеньевич, здравствуйте! Пишет вам прихожанка храма Преображения Господня в слободе Печеры г. Нижнего Новгорода. Я несу послушание возле раки со св. мощами преподобного Иоасафа. В ночь с 11 на 12 января 2004 г. я читала книгу «Блаженная схимонахиня Мария», написанную вами. Книгу эту мне дала прочитать девушка, которая иногда бывает в нашем храме. А ей дала прочесть монахиня из Дивеево. Время было ограничено: 12 января в 13.00 я должна была книгу вернуть. Несмотря на возрастную усталость и дневные труды и хлопоты, к моему величайшему удивлению, я ни на минуту не задремала. И так мне по сердцу пришлась эта книга, что казалось: я знала старицу Марию в жизни. Как будто она была рядом во время чтения книги и давала силы за короткий срок ее прочитать.
Дивны дела Твои, Господи! Еще за несколько часов до того, как попала мне в руки эта книга, я и слыхом не слыхивала об этой удивительной Матушке. И вот я уже всем сердцем и всей душой - с ней. И мне было даже стыдно перед своей духовной матерью - схимонахиней Марией из Макарьевского нашего монастыря. Как бы я ее немного отодвинула в сторону на время.
Много времени ходила я под впечатлением прочитанного. Самой первой мыслью было написать вам благодарственное письмо. Но… увы! Как это часто со мной бывает - суета сует. Несобранность моя, неумение беречь минуты драгоценные, разбазаривание времени на ненужные разговоры, и результат - порыв благой был и только…
Но вот год спустя появляется в нашем храме молодой человек из Самары. С ним и передаю это письмо. К сожалению, не обладаю даром выразить свои чувства. Но первые дни, недели я даже молилась за вас у мощей нашего местночтимого святого - преподобного схимонаха Иоасафа. Потом немного подзабыла о вас, уж простите меня, грешную. Все-таки возраст уже во всем сказывается, и память не та, и силы не те. Блаженная матушка Мария вновь напоминает мне о вас, постараюсь почаще молиться за вас с вашей супругой. Молитвенница из меня абсолютно никакая; мое дело - ваше имя сказать у гробницы с мощами, а уж святой преподобный Иоасаф Печерский, Нижегородский чудотворец, сам вознесет молитву ко Господу.
Когда я впервые оказалась у мощей в качестве прислужницы, то меня очень многое удивляло, я была постоянно в каких-то восторженных чувствах. Но это скоро сменилось искушениями, и такими сильными, что дело уже было в том, чтобы убегать или оставаться. Но немного поостыв от восторгов и «набив шишек», я увидела уже в основном человеческое горе и слезы…
Иногда случались удивительные истории, но настоятель меня не благословил записывать, мотивируя это тем, что святой Иоасаф уже канонизирован. А со временем все забывается - и факты, и люди. Прихожане постоянные, у которых можно узнать фамилии и адреса, как правило, не раскрывают свои «секреты». Многие просто скрывают исцеления, боясь снова заболеть, некоторые уже года через три-четыре вдруг расскажут. Если спросят меня: от чего исцеляются чаще всего? - отвечу: «От всего».
Меня больше всего поразил такой случай. Женщина лет сорока взяла песочек, а через небольшой промежуток времени приехала и поведала следующее. Она работала около дома, очень глубоко поранила острым предметом руку, кровь хлещет (ее выражение). Она, ни минуты не раздумывая, вбежала в комнату, схватила песочек и на глазах изумленных домочадцев стала посыпать кровоточащую рану. Приехала она показать нам руку - там нежно-розовая кожа, ровная поверхность, хотя рана, повторяю, была очень глубокая.
Бабушка семидесяти с небольшим лет в субботу на Всенощной попросила масла из лампадки (она у нас неугасимая) и сказала: «Мне в понедельник на операцию, опухоль на груди очень большая, возьму с собой в больницу масло». В воскресенье ждет меня утром с подарком - масла купила лампадного для неугасимой лампадки, и, расстегнув пуговички, показала нам розовый след от бывшей опухоли. Вечером, придя из церкви, помазалась маслицем святым, а ночью прорвалась сама собой опухоль. Бабушка проснулась вся в гное, в крови, дочь ее все промыла и снова намазала маслицем. Уснули, а утром - лишь розовая кожа на том месте.
Пояснично-радикулитные заболевания наши бабушки лечат песочком от мощей: прикладывают к больному месту в плотно зашитом мешочке.
Желудочно-кишечные заболевания обычно подлечивают и даже совсем вылечиваются: пьют воду с песочком. Но воду в основном берут из наших источников, хотя люди из отдаленных районов добавляют песочек даже в водопроводную.
Глазки промывают водичкой, настоянной на песочке, маслицем помазывают веки - в глаза капать батюшки не благословляют, только веки помазывать крестообразно.
Это о заболеваниях медицинского характера. А духовно-душевные - рецепт тот же, а результат разный: от небольшого улучшения до полного исцеления. Но тут все по благословению священства и выполнению разных молитвенных правил (каждому индивидуально). Бывали случаи - помогал преподобный схимонах Иоасаф в житейских ситуациях. Как-то явилось несколько «больших» начальников, видимо, были проблемы на работе.
А иной раз святой «не дает» песочек сам кому-либо. Случаев таких было несколько. Один запомнился особенно.
Идет Литургия, поют «Символ веры». Женщина просит песочек, я ей тихо говорю: «Сейчас нельзя, после «Отче наш». Стоим все, сосредоточенно молимся. А она прошла к гробнице и мне заявляет: «Тогда я возьму сама» - и… хотела открыть небольшую деревянную крышечку и насыпать себе песочку. И вот тут произошло нечто необъяснимое: она никак не могла открыть крышечку. Она стала красной, как рак, вся покрылась потом, стала со злостью дергать с силой крышку, а та никак не открывалась, и длилось это до конца службы. В конце службы она снова подошла ко мне и говорит: «А теперь уже можно? Вы дадите мне песочку?» Мне пришлось ответить: «А теперь я вам уже не могу дать. Пойдемте к батюшке за благословением», - беру ее за руку и веду в верхний храм, там она вырывает свою руку и убегает через весь храм на улицу. Батюшка потом объяснил, что, видимо, не для чистых целей хотела взять святыню. Таких случаев в разных вариациях бывает много. Иной раз даже масло не дает из лампадки, то разольется, то пузырек - вдребезги, то еще что.
…Странно, только посмотрев на часы, удивилась совпадению: вашу книгу читала ночью, и письмо вам пишу ночью; уже половина второго, а начала писать без малого в 12 часов ночи. У меня, к сожалению, времени практически свободного нет. На столе стоит фотография блаженной Марии Самарской. Видимо, она дает мне силы, чтобы не уснуть.
Какие еще и в наше время были и есть подвижники и подвижницы и в утешение нам, и в духовную поддержку, и в молитвенную помощь.

в болезнях. Особенно много здесь было матерей с маленькими детьми. Авторы книги о схимонахе Иоасафе, изданной в 1899 году, свидетельствуют: «Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика, и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье».

К сожалению, в Старопечерской церкви (а именно такое обиходное название закрепилось за Спасо-Преобра-женским храмом) не было обычая записывать свидетельства об исцелениях, совершившихся по молитвам у гроба схимонаха Иоасафа. Возможно, именно этим объясняется то обстоятельство, что канонизирован он был поздно, уже в наши дни (в 1993 году прп. Иоасафа Печерского причислили к лику мест-ночтимых святых Нижегородской епархии).

Сохранился лишь один документ, где рассказывается о помощи прп. Иоасафа Печерского, - «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа, и о явлении, бывшем от иконы, иже во святых отца нашего Филиппа митрополита Московского и всея России Чудотворца, иже есть в Нижнем Новгороде, в церкви Спа-сова Собора под колоколами» (1702). Остальные свидетельства, собранные в дореволюционных книгах о старце Иоасафе, представляют собой изустные рассказы местных жителей и, очевидно, грешат неточностью.

Среди наиболее часто повторяемых историй о молитвенном заступлении и помощи прп. Иоасафа следует вы-

Вверху: Старопечерский храм, построенный над гробницей прп. Иоасафа.

Справа: <Гробница схимонаха Иоасафа в селе Старых Печерах» - брошюра издания 1901 года. На рубеже XIX-XX веков выходило очень много книг о старце Иоасафе. Известны издания 1899, 1900, 1901 годов.

делить рассказ о том, как Старопечер-ская церковь едва не была разрушена оползнем. «Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, - сообщается в книге о старце Иоасафе, - существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весною же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину,

ГРОГ, II И ЦП

«ТЛРМХ"А МЧЯРПХЪ.

и пошла прямо на церковь, разрушая повыше нее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению Угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь Схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу».

Гробница схимонаха Иоасафа. Современное фото.

Пре-по-доб-ный Ила-ри-он, схим-ник Пе-чер-ский, стро-гий ас-кет, был спо-движ-ни-ком и уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия († 1074; па-мять 3 мая). Под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю, пре-по-доб-ный Ила-ри-он дни и но-чи со сле-за-ми мо-лил-ся Бо-гу, со-блю-дая стро-гий пост. Совре-мен-ни-ки зна-ли его как кни-го-пи-са-те-ля, ко-то-рый днем и но-чью тру-дил-ся над пе-ре-пи-сы-ва-ни-ем книг в кел-лии пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия. В это вре-мя на-став-ник пел псал-мы и прял шерсть. Пре-по-доб-ный Ила-ри-он под-ви-зал-ся в ХI ве-ке. Пре-по-доб-ный по-гре-бен в Даль-них пе-ще-рах. Па-мять его так-же 28 ав-гу-ста и во 2-ю Неде-лю Ве-ли-ко-го по-ста.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, схим-ни-ка Печерского

В жи-тии пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, игу-ме-на Пе-чер-ско-го мо-нас-ты-ря, о пре-по-доб-ном Ила-ри-оне ска-за-но: «Чер-нец Ла-ри-он по вся дни и но-щи пи-са-ше кни-ги в кел-лии пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, оно-му Псал-тирь по-ю-щу усты ти-хо, ру-ка-ми же пря-ду-щу вол-ну, или ино что де-ла-ю-щу». В «Ска-за-ни-ях о жи-ти-ях свя-тых, в пе-ще-ре пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия по-чи-ва-ю-щих» опи-сы-ва-ет-ся пре-по-доб-ный Ила-ри-он так: «Пре-по-доб-ный Ила-ри-он схим-ник та-ко-го воз-дер-жа-ния был, иже в неде-лю раз толь-ко и то ма-ло что едал, рев-ну-ю-чи пре-по-доб-но-му Фе-о-до-сию, бо и со-жи-тель его был, мо-литв же и мо-ле-ний мно-го, день и нощь, с ко-ле-но-пре-кло-не-ни-ем и сле-за-ми тво-ря-ше, уго-дил Гос-по-ду Бо-гу». В жи-тии же пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия по-вест-ву-ет-ся еще, что упо-мя-ну-тый Ила-ри-он от-кры-вал-ся пре-по-доб-но-му Несто-ру, как ис-ку-ша-ли его бе-сы и как пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ча-сто уве-ще-вал его тер-петь эти ис-ку-ше-ния и сво-и-ми мо-лит-ва-ми из-ба-вил его от них. Пре-по-доб-ный Ила-ри-он под-ви-зал-ся в XI ве-ке. Имя пре-по-доб-но-го Ила-ри-о-на, как уче-ни-ка пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия, упо-ми-на-ет-ся в об-щей служ-бе пре-по-доб-ным Даль-них пе-щер (4-я песнь ка-но-на). Мо-щи его по-чи-ва-ют в Фе-о-до-си-е-вых (Даль-них) пе-ще-рах, по-это-му и па-мять его со-вер-ша-ет-ся сов-мест-но с пре-по-доб-ны-ми упо-мя-ну-тых пе-щер 28 ав-гу-ста. А 21 ок-тяб-ря па-мять его со-вер-ша-ет-ся, ве-ро-ят-но, ра-ди те-зо-име-нит-ства его пре-по-доб-но-му Ила-ри-о-ну Ве-ли--ко-му († 372).

June 6th, 2018

Не знала, что у нас в самом центре города, где уже и спрятаться чуду негде, еще остались такие места с ИСТОРИЕЙ!

Третий день лета начался с прогулки для души. Есть в Нижнем Новгороде оказывается такие "сильные" места, где мира тишина.

В социальных сетях увидела призыв на прогулку-паломничество по Нижнему Новгороду по следам Иоасафа Печорского.
Настраивалась на простую прогулку по красивым в первую очередь и по историческим во вторую очередь местам родного города. Но Женя Павлов устроил нам настоящую экскурсию (как же я обожаю экскурсии!) с ответами на наши вопросы. Всё прошло очень душевно, как я люблю.

(Всегда интересны истории людей, как их путь ведёт к Богу. У Жени этот путь начался интересно и что самое главное, он находится на своем месте. Сложно ведь найти свою работу, чтоб была люба сердцу. Судьба привела Женю в Нижегородский Печерский мужской монастырь, где он подвизается экскурсоводом.)

Вознесенский Печерский мужской монастырь находится в нескольких минутах ходьбы от Сенной площади.


По дороге нас встречает Крестовоздвиженская Часовня 1687 года постройки. Она построена управляющим монастырем во искупление вины за низложение Патриарха Никона в 1666 году.
Низложение Патриарха Никона все последующие настоятели монастыря брали себе на вину, потому что присутствовали на том суде.

Крестовоздвиженская часовня простояла до 30-х годов прошлого века. Найдены документы датированные 29 годом прошлого столетия: "Прошу выдать мне с развалин Крестовоздвиженской часовни кирпич на ремонт русской печи."
Сегодня она вновь отстроена и с ее горы открывается вид на Печерский монастырь. В следующий раз проверю.

Спускаемся по дороге и нам открывается невероятной красоты панорама.

Стены с окнами-бойницами никогда не несли в себе оборонительную функцию, окна построены для красоты.

Ворота вновь отстроены в 2006 году, до этого также были снесены в годы лихолетья, когда сносили церкви и устраивали в них склады зерна и библиотеки.

Около входа начинается аллея Романовых. Планируется, что их будет 17. Не все сегодня собрались на аллее. Но в будущем подойдут)))
Как поется в песне Газманова "Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин - это моя страна!" Ну о Сталиных и Лениных не будем, а вот Рюриковичи тоже соберутся, только уже на своей аллее.
Вообще планируется создать еще и третью аллею с русскими Патриархами.

Царские династии появились здесь за их заслуги - они "созидали и собирали нашу страну от Балтики до Тихого океана, преумножая славу нашей Родины" - со слов отца Тихона.

На постаментах таблички с именем правителя и датой. В некоторых случаях выгравированы даты правления, в других даты жизни.

А пока я иду по аллее Романовых. Правители расступаются перед идущими.

А я смотрю в их лица, такие надменные и гордые. И мне это нравится: смотреть их настоящих, а не припудренных маской благочестивости.
Вот эти дамочки особенно порадовали)

Екатерина Великая

Виды. Аллея Романовых и Ворота. Какой же прекрасный день выдался - еще вчера были непрекращающиеся дожди и назавтра тоже обещают, а сегодня какая-то благодать.
Иду-иду, Жень, не отстаю.

Надвратная (построенная над воротами) шатровая церковь с картинами из истории монастыря, через нее мы сейчас пройдем на территорию, своим обликом копирует Михайло-Архангельский собор в Кремле.
Отсюда хорошо видно "падающую башню" слева.

Роспись на стенах. Строительство. Деревянные постройки впоследствии заменяли потихоньку каменными.

Здесь в советские годы располагался кинотеатр "Колхозник".
Второго этажа не было, его достроили много позже.

Стена пока не открыта для прогулок. Ждем.


Некрополь. Плиты, найденные на территории монастыря после бесчинств в годы лихолетья, свезены в это место. Кресты потеряны, так как были отданы в металлолом.
На заднем плане братские корпуса. В них были коммуналки. Некоторые люди приходят сегодня в
монастырь и говорят, что хотят пройтись по местам, где когда-то жили их
родственники. А Женя добавляет сквозь усы - которые разбирали храмы на
печи.

Успенская церковь с трапезной. Здесь Женя объясняет нам, что у каждого иконостаса иконы располагаются в определенном порядке.

Церковь Вознесения Господня с колокольней. Та самая "Падающая" колокольня - свидетельство неустойчивой земли, склонной к оползневым движениям. В процессе строительства колокольни, было замечено, что стены наклонены. Поэтому дальше инженерая мысль сработала уже по имеющимся данным - начиная с колокольной площадки и дальше до верха крыши, башня строится вертикально к Земле. То есть башня не только наклонилась, но и изогнулась.)) Ну вот так.

Расписанная золотом дверь ведет в домовую церковь, где молятся только монахи. Обывателям сюда нет хода.

Похоже издали на гравировку, но это роспись.

Небольшой куполок на крыше сообщает, что здесь над аркой разместилась церковь Петра и Павла.

При монастыре действует археологический музей. Экспонаты размещаются на двух этажах.

Три святых, которые наиболее всего сделали для монастыря в своё время.

Святой Макарий Желтоводский.

Основатель данной обители Дионисий.

Евфимий Суздальский

История на каждом шагу. Бюст Александру II - тому самому, который в 1861 году отменил крепостное право. За это народ назвал его Царем-Освободителем.
Вместе с личной свободой крестьяне получили землю и гражданские права: свободно избирать место жительства, вести торговлю, открывать фабрики и заводы, заниматься ремеслами.

Выходим из монастыря и идем вниз. Открываются виды на Волгу и Гребной канал, который раньше я называла ГрИбной канал, от слова "гриб", хотя грибов ни когда не видела, сколько не вглядывалась.

Обожаю эти дорожки, то вниз, то вбок. Деревья то расступаются, то нависают плотным потолком. А птицы как раскричались, как будто радуются солнечному дню.

Семь холмов было разровнено для строительства этого нового монастыря взамен старого. Кидаю взгляд на куполки и вскоре они уже скрываются из вида за большими деревьями.

А мы идем и ведем неспешные беседы о древних временах и о чудесах, случающихся сегодня с прихожанами. И вдруг неприметная тропинка, которую я бы в жизнь не приметила, потому что всегда смотрю больше на воду.

Приготовились к подъему. Решительный вздох и... Идем.

Никогда раньше не задумывалась о морфологии слова Печёры, а тем не менее у нас в Нижнем это слово в ходу - Верхние Печёры, Слобода Печёры, Печёрский монастырь. Оказывается на старословянском "печеры" означают "пещеры". И Печёрский монастырь это пещерный монастырь дословно.

Монастырь построенный в скале, в пещере в 1330 году святым Дионисием, был полностью разрушен через 270 лет в результате оползня в 1597 году.
Оползень шел не за считанные минуты, а несколько дней. Сначала были небольшие подвижки земли. За это время служители смогли вынести ценности, иконы, бумаги, жители окрестных домов - уйти в безопасные места.
«и нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…»
Движение горы было таким мощным, что даже изменило русло реки Волги в этом месте и отбросило прибрежные корабли.
Это был благоустроенный монастырь, процветающий и имеющий поддержку государства того времени.
Сход горы на монастырь.

За что не угодил сей богоугодный угол, можно только строить предположения, но после схода земли от былого великолепия не осталось ни чего. И вернувшиеся на место разрушенного храма монахи, увидели как на месте сметенного кладбища лежит гроб чуть припорошенный землей. В нем оказалось нетленное тело Иоасафа, погребенного 30 лет назад.
Из документов того времени: «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть».
Кто он и чем заслужил такую награду от Бога, так и не известно.

То есть переводя на божественный язык можно сказать, что бог как наказывает строго, так и милости раздаёт. Разобрав по камешку нажитое имущество, он явил людям вечные ценности - святые мощи.
По вере своей люди получали возле мощей исцеления и чудеса.
На месте старого храма была выстроена деревянная церковь в подвальном помещении которого и поместили гробницу с мощами Иосафа Печерского. Пожар в 1780 годах охватил и церковь. Поэтому вновь возведенную церковь народными и спонсорскими усилиями делали каменной. Вот такой как мы ее видим сегодня.


Улочки. Наверное, это здорово, просыпаться и пить чай с видом на церковь.

Котики-красавцы

Да, я темный человек в плане церковного устройства. Женя открыл мне глаза, что иконостас (обрамление, в котором держатся иконы) составлен из икон по определенным правилам.
Обычно в иконостасе от 3 до 5 рядов. Здесь три ряда.
Первый ряд, икона слева от двери - всегда Богородица, справа - Иисус, дальше идут иконы, в честь которых назван храм, в данном случае - Преображение Господня, дальше местный чтимый святой - Иоасаф Печерский. Сверху на двери последователи Иисуса за чтением книг, склонив головы.
Над дверями всегда располагается тайная вечеря.
Второй ряд - "праздничный" ряд, события из жизни Иисуса - Рождество, Благовещенье, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение и другие. Здесь я не смогла разглядеть, что изображено (с двух метров вообще ни чего не вижу), но знаю, что это события из Евангелия, по которым часто снимают фильмы.
Третий ряд - это апостолы, последователи Христа.
Верх иконостаса венчает икона Вседержителя и крест с распятием (на фото не уместился).

На четвертом ряду обычно располагают пророков, возвестивших о скором приходе Христа на Землю.
Пятый ряд занимают праотцы (первые люди): Адам, Ева, Авель, Каин и другие.

И уже смотришь на иконостас другими глазами, изучающими. Оказывается это интересно!

Вход в пещеру.

Около 20 ступенек. Я два раза (когда поднималась и когда спускалась) стукнулась головой о свод над лестницей, значит надо было поклониться перед входом в пещеру и перед выходом из нее.
Справа от лестницы видно ведерко с флакончиками и песок из гробницы. Во флаконах елей от лампад. Считается, что елей имеет мощное действие, если оно стояло перед мощами святого. А вода пропущенная через песок - становится целительной.
Конечно, всё вышесказанное действует только по вере человека.

Вот так устроено всё внутри пещеры.

За стеклом фигура Христа в момент воскрешения.

Под спудом (то есть в тайне) лежат мощи святого Иоасафа Печерского.
Гробница вся каменная, имеет одно окошечко. Своды украшены картинами из жизни монастыря.

Икона святого преподобного схимонаха Иоасафа Печерского.

Наш путь идет дальше. Чудеса не прекращаются.
Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени с колен, пью святую твою
Родниковую правду...

Извилистые улочки, виляющие то влево,

то вправо, ведут нас к следующему месту.

Второй оползень случился через те же 270 лет, что и первый после основания пещерного монастыря. В 1853 году в мае скала снова отделилась от горы и шла прямо на церковь. Но буквально в нескольких десятков метрах движение ушло направо. Что это как не чудо,
объяснить трудно. Понятное дело объяснить можно всё, но для верующих - это чудо от Бога. Потому что вновь, уничтожив церковные постройки, дома и сады, оползень открыл нам источники воды.

Ключи обнесли деревянными постройками.

В центре - часовенка.

На этом месте устроили купальни: для мужчин

и женщин.
При нас в источнике с молитвами и песнопениями купались женщины. Ну а мужчины скромнее. Но ведь пользуются популярностью у прихожан воды.

и два источника отвели для питья.

Я тоже успела помочить в купели ноги. Вода конечно как расплавленный лед - очень холодная. Весь день в ногах после чувствовалась не то чтобы сила или легкость, но какое-то здоровое ощущение были.

Легкими прыжками (после целебной-то воды) ноги сами понесли меня в горку, догонять мою группу. Без них я бы ни за что не отыскала короткую дорогу в город.
Снова неприметная тропа,

от храма в минуте ходьбы, ведет в город.

Правда тут нам требуется еще один рывок.

Хитросплетения лестниц показывают нам два пути. Где-то здесь 160 лет назад земля разверзалась и пошла к Волге. Вот она История! Я кажется это уже где-то говорила? Выбираем левую лестницу.

Уставшие и напоенные возвращаемся в привычный мир.

После такого паломничества не только в этот день, но и в следующий сохранились светлые ощущения в душе, что хотелось бы уберечь это в себе наподольше и не расплескать в течение дня.

Спасибо Жене - вырвал из привычных будней. А я ставлю себе галочку, что в моем плане на лето выполнен один из пунктов - пеший туризм и наполнение души светом. Как же мне этого не хватает в обычной жизни.

V - выполнено !

Паломничества

05 Апреля 11 Людмила Белкина

500 ступенек к схимонаху Иоасафу

К нетленным мощам схимонаха Иоасафа Печерского Господь нас привел уже в самом конце паломничества "Волга Православная-2001". Побывав в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгрода, мы было собрались вернуться на теплоход, но тут вдруг экскурсовод нашей группы предложил заехать в находящуюся недалеко от монастыря Спасо-Преображенскую церковь - к очень почитаемому нижегородцами преподобному отцу схимонаху Иоасафу. Времени до отплытия оставалось чуть-чуть, церковь в это время наверняка была закрыта. Но мы поехали, надеясь на милость Божию. Храм действительно был закрыт, но нас встретила, как будто ждала, матушка Нина. Она рассказала, что вышла на пенсию и помогает в храме: где пол помоет, поставит свечи, раздает песочек по благословению батюшки. Обрадовалась, узнав, что мы из Самары, - матушка Нина оказалась постоянной читательницей "Благовеста". Тут же повела в нижний храм, где под спудом находятся мощи схимонаха Иоасафа, рассказала о нем, щедро наделила паломников, с благоговением прикладывающихся к гробнице, святым маслом и песочком от мощей.

О схимонахе Иоасафе известно очень мало, даже неизвестно, кто его родители. Может быть, он подвизался втайне или был настолько смиренным, что о нем не осталось никаких сведений. Но Господь прославил его и сделал известным миру после его смерти.

Схимонах Иоасаф был погребен в 1597 году на территории прежде бывшего Печерского Вознесенского монастыря. Через 30 лет после его погребения монастырь был разрушен обвалившейся горой, под которой он находился. Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа. Гроб был цел, одежда и тело - нетленны, лишь некоторые части лица были взяты землей. Гроб святого был поставлен в Старопечерской Преображенской церкви. В 1794 году была построена каменная Спасо-Преображенская церковь. В 1860 году была возобновлена пещера над гробом схимонаха Иоасафа.

Как написано в житии, "благодати преподобного схимонаха Иоасафа приписывается спасение от гибели Преображенской церкви в 1853 году, когда гора, оторвавшись от своей вершины метров на пятьдесят в длину, двинулась прямо на церковь. По дороге она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходского кладбища, но, приняв неожиданно новое направление, сошла в Волгу в стороне на расстоянии сотни метров".

Мощи почиют 404 года, и все эти годы Православный люд не перестает идти к святому угоднику Божию, приезжая не только из окрестных сел, а и издалека. Идут к источнику, который назван именем преподобного. После молебнов преподобному Иоасафу по вере своей получают от него помощь. Как рассказала матушка Нина, песочек от мощей зашивают в плотную ткань и прикладывают к больному месту. Очень хорошо снимает боль, проходят даже боли в сердце. Прихожанки храма шьют пояски с песочком - лечат ими радикулит.

Решением Священного Синода от 2 декабря 1993 года Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на праздничном богослужении прославил мощи схимонаха Иоасафа. Этот день - день его памяти, каждый год в этот день проводится праздничная служба, на гробницу ставится и освящается масло.

К Спасо-Преображенской церкви ведет длинная лестница в пятьсот ступенек. Но постоянных прихожан храма, среди которых много пожилых, это не смущает. Одна женщина 86-ти лет одолевает эту лесенку каждый день. Потому что в конце пути ее ждет святыня.

Молитва преподобному отцу схимонаху Иоасафу Печерскому

О великий подвижниче благочестия, преподобне отче Иоасафе, миру явивый образ послушания, кротости и смирения, веры нелицемерной и пути истинного, еже в заповедех Христовых ходити и ангельскому житию подражати! О усердный трудниче нивы Христовой, плод сторичный стяжавый, имже обогатися земля Нижегородская в просвещение Светом Христовой Истины и укрепление веры православной!

Днесь, светло празднуя память твою, богомудре отче, и предстоя paцe святой, в нейже покоятся нетленные мощи твои, восхваляем и славим тя, понеже многими труды стяжал еси от Господа велию милость душ и телес благодатнаго исцеления всех, с верою припадающих к святым твоим мощам. Сего ради и ныне, немощьми духовными и телесными обремененные, молим тя, преподобне отче, мы, грешные и недостойные: имея дерзновение ко Господу, вознеси о нас свои многомощные молитвы, да ими испросиши земле нашей в вере православной утверждение, людем христианским в духовном возрастании преспеяние, в превременнем сем житии благоденствие с Божиим поспешением и в жизни вечной грехов оставление и душ наших спасение.

Буди нам, отче преподобне Иоасафе, добрый наставник и защититель, непрестай вознося теплыя молитвы твоя о всех, с верою и надеждою просящих твоей помощи и молитвеннаго ходатайства пред Господом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть