Бизнесу быть

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.

В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм -- это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих, так и малоизвестных: Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.

Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады.

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Литература в эпоху Ренессанса - обширное литературное направление, которое составляет огромную часть всей культуры Возрождения и охватывает период с 14-го по 16-й век. Литература Ренессанса в отличие от средневековой в своей основе имеет новые прогрессивные идеи гуманизма. Подобные идеи впервые зародились именно в Италии и уже потом распространились по всей Европе. С такой же стремительностью и литература распространилась по всей европейской территории, но вместе с тем приобрела в каждом отдельном государстве свой колорит и национальный характер. Вообще, если обратиться к терминологии, то Ренессанс, или Возрождение, означает обновление, обращение писателей, мыслителей, художников к античной культуре и подражание ее возвышенным идеалам.

В развитии темы Ренессанса имеется в виду Италия, так как именно она является носительницей основной части культуры античности, а также Северное Возрождение, которое проходило в северных странах Европы - в Англии, Нидерландах, Португалии, Франции, Германии и Испании.

Отличительные черты литературы эпохи Возрождения

Помимо гуманистических идей, в литературе эпохи Возрождения зарождаются новые жанры, и формируется ранний реализм, который именован «реализм Возрождения». Как можно увидеть в произведениях Рабле, Петрарки, Сервантеса и Шекспира, литература этого времени наполнилась новым пониманием человеческой жизни. В ней демонстрируется полное неприятие рабской покорности, коею проповедовала церковь. Писатели представляют человека как высшее создание природы, раскрывая богатство его души, ума и красоту физического облика. Для реализма Ренессанса характерна грандиозность образов, способность к большому искреннему чувству, поэтизация образа и страстный, чаще всего высокий накал трагического конфликта, демонстрирующего столкновение человека с враждебными силами.


"Франческо и Лаура". Петрарка и де Нов.

Для литературы эпохи Возрождения характерны разнообразные жанры, но все же кое-какие литературные формы доминировали. Самой востребованной была новелла. В поэзии наиболее ярко проявляется сонет. Также высокую популярность получает драматургия, в которой наиболее прославились испанец Лопе де Вега и Шекспир в Англии. Нельзя не отметить высокого развития и популяризации философской прозы и публицистики.


Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

Эпоха Ренессанса - это некий светлый период времени в истории человечества, его духовной и культурной жизни, который предоставил современности огромную «сокровищницу» великих произведений и трудов, ценность коих не имеет границ. В этот период литература была в самом расцвете и сделала огромный шаг вперед, чему поспособствовало уничтожение угнетения церкви.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Итальянское «Предвозрождение» (треченто) исторически подготовило Возрождение, формируя его эстетические и этические идеалы. В Болонье и Флоренции в конце XIII в. развивается так называемая поэзия «сладостного нового стиля» – «стильновизма», объединившего разные творческие индивидуальности, создавшего новую поэтику и художественный стиль, новый поэтический язык, подготовивший итальянский язык «Божественной комедии».

В характерном для Возрождения жанре канцоны Гвидо Гвиницелли (1230–1274гг.), автора «эстетического манифеста» стильновистов – «В честных сердцах любовь приют находит…», оформляется поэтическое представление о любви как высоком, но человеческом чувстве; это одна из важнейших показательных тем литературы Возрождения. Образ возлюбленной идеализируется, как в поэзии трубадуров (Она была подобна/ Созданиям ангельским обители небесной / Не осуди, что я ее любил) но сохраняется и представление о земном характере, хотя возвышенном и благородном. В любовной поэзии стильновизма пока нет стремления проникнуть во внутренний мир героя, создать характер но очевиден процесс секуляризации поэзии. В отношении формы стиха для стильновистов характерны элегантная строгость синтаксиса, философичность, мелодичность, отсутствие дидактики.

Другой Гвидо – Кавальканти (1260–1300 гг.) – возглавил школу «стильновистов» во Флоренции. Любовь (канцона «Дама меня просила…») для Кавальканти обитает «в той части души, где находится память», т.е. связана с эмоциями и страстями, а не сферой интеллекта. Радость любви представляется пагубной иллюзией, разрушение которой влечет за собой смятение и гибель. Трагизм темы любви и смерти (связанный с атеистическими представлениями о смерти как окончательной гибели личности), смятение чувств облагораживается стилем, рафинированностью языка, отвлеченностью ситуаций, символизмом. Лирика Кавальканти ориентирована на круг избранных. Это связано с представлением, что человек с низменной душой не способен постичь сущности любви и нового стиля, а низменность связывалась с неприобщенностью к философско-литературной культуре.

Стильновизм подготовил темы, сюжеты, приемы ренессансной поэзии Петрарки и Данте. Самым значительным произведением, вышедшим из школы «сладостного нового стиля», стала дантовская «Новая жизнь». В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество. Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. «Новая жизнь» – произведение композиционно продуманное и внутренне чрезвычайно целостное. В нем есть четкий план, «сюжет» и даже движение «сюжета». Построение книги определенным образом связано с числом 9, которое будет играть большую организующую роль также в «Божественной Комедии». Симметрия и «магия числа» унаследованы «Новой жизнью» от средневековых представлений об уравновешенности и замкнутости художественного произведения. Но в основном книга Данте построена по-новому, и ее внутренняя структура не статична, а динамична.

Стихотворное ядро «Новой жизни» плотно окружено прозаическими кусками. Данте рассказывает в них о жизненных обстоятельствах, побудивших его написать то

или иное стихотворение, и объясняет связи, существующие между отобранными им сонетами и канцонами, последовательностью событий, якобы происходивших в его собственном прошлом. Сюжетная схема «Новой жизни» проста, хотя трудно выделяема из внефабульного материала. В начале книги сказано, что поэт впервые увидел Беатриче, когда ему было девять лет, а ей около девяти. Потом о зарождении любви говорится также в терминах позднесредневековой натурфилософии. Демонстрируются специфические черты поэтического мышления и мощь преобразующей мир фантазии поэта.

Великая любовь становится доминирующим впечатлением юности, которое предопределяет характер дальнейшего творчества Данте. Новая встреча поэта и прекрасной дамы происходит через девять лет. Число девять и его кратная основа – число три – во всех произведениях Данте неизменно сопровождает появление Беатриче. На этот раз поэт встретил ее на одной из узких улиц Флоренции. Поклон дамы и впечатление, которое он производит на влюбленного, – один из характерных мотивов поэзии «сладостного нового стиля». Главная тема сонетов второго цикла (гл. XIII – XVI) – мучительные противоречия безответной любви. Смерть Беатриче переживается как вселенская катастрофа, но любовь к земной женщине перерастает почти в религиозное чувство, обожествляющее человека, преображающее поэта.

Главным произведением Данте является «Божественная комедия». Комедией называли во времена Данте любое поэтическое произведение «с устрашающим началом и благополучным концом», написанное на народном языке. Поэт назвал свою поэму комедией, поскольку текст был написан на итальянском. По своей форме «Божественная комедия» напоминает «видения», распространенные в средневековой религиозной традиции. Поэту представляются картины Ада, Чистилища и Рая, где находят свое место души умерших. Композиция комедии соответственно включает в себя три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») – по 33 песни. Поэма написана строфами, состоящими из трёх строк. Числовая символика и вообще символика чрезвычайно важна для Данте. Аллегоричность – одна из основных характеристик текста, возможно множество толкований аллегорий – от политического до личного. Используя традиционную христианскую символику, Данте, однако, переосмысливает многие представления христианского мировоззрения, такие как представления о грехе. Путешествуя вместе с Данте по кругам ада, читатель выстраивает систему представлений поэта о мире, отличную от традиционной средневековой. Так, самым страшным грехом Данте считает предательство, в чем с очевидностью отразились и политические события эпохи, участником которых был поэт. Чувство личной симпатии и сострадания грешникам противопоставляется средневековому учению о грехе.


«Комедия» – последнее и самое зрелое произведение Данте.

Петрарка – великий гуманист эпохи Возрождения, знаток античной культуры, автор латинских «Стихотворных посланий» и двенадцати эклог в духе Вергилиевых «Буколик», поэмы «Африка» и многого другого достиг огромной славы. Перед ним заискивали городские республики, духовные и светские владыки, которым было ясно, что с Петраркой в жизнь Италии входила новая культура с великим будущим. Однако самую большую громкую славу принесла ему написанная на итальянском языке «Книга песен», посвященная Лауре. Книга эта принадлежит к числу замечательных образцов европейской лирики эпохи Возрождения, это своего рода лирическая исповедь поэта. Петрарка постоянно возвращался к тексту, совершенствуя его, пока в 1373 г. не сложилась окончательная редакция книги, содержавшая 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это книга о любви поэта к красивой замужней женщине, происходившей из знатной авиньонской семьи. Она родилась около 1307 г. и умерла в страшный 1348 г., когда во многих странах Европы свирепствовала чума.

Встреча с Лаурой наполнила Петрарку большим чувством, заставившим зазвучать самые нежные, самые мелодические струны его души. Несмотря на очевидное влияние лирики средневековых провансальцев и стильновизма, твердя о целомудрии и добродетели, благородстве и душевной красоте Лауры, Петрарка видит Лауру как земную женщину. Она не ангел, не отвлеченное понятие. Петрарка с восторгом говорит о ее земной красоте, он слышит ее чарующий голос. Но у Петрарки любовь неразлучна со страданием. Он то страдает от холодности дамы, от того, что она не снисходит к его желаниям, то призраки средневековья сжимают его сердце, и он страдает от мысли, что любовь к земной женщине греховна. Тогда он пытается себя уверить, что любит не столько тело, сколько душу Лауры, что любовь к ней побуждает его «любить Бога». Исследователь Б.Пуришев считает «Книгу песен» прежде всего картиной различных душевных состояний Петрарки. Петрарка любил чеканные, упругие поэтические формы. Особое пристрастие питал он к сонету, требующему безупречного мастерства, строгой, логически ясной архитектоники.

Еще одним великим итальянским писателем раннего Возрождения был Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), друг Петрарки, автор знаменитого «Декамерона» (греч.»Десятидневник»). Место действия в «Декамероне» – Флоренция XIV в., с ее социальным укладом, с ее людьми, с событиями, оставившими по себе добрую и недобрую память, к числу которых относится эпидемия чумы, обрушившаяся «на лучший город в Италии» в 1348 г. и унесшая огромное количество человеческих жизней. С описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу, пишет о том, как на переполненных кладбищах «рыли преогромные ямы и туда спускали целыми сотнями трупы, которые только успевали подносить к храмам. Клали их в ряд, словно тюки с товаром в корабельном трюме, потом посыпали землей. Потом клали в другой ряд – и так до тех пор, пока яма не заполнялась доверху». Никто еще не писал подобным образом до Боккаччо, нарушившего все требования литературного этикета.

Но самым горестным следствием моровой язвы стал тот нравственный хаос, который на время воцарился во Флоренции. Врачи и служители церкви бессильны были перед грозной стихией. Чума разрывала и извращала естественные человеческие отношения. Одни запирались в своих домах, другие проводили свое время в оргиях. Никто не занимался полезным трудом. «Бедствие вселило в сердца мужчин и женщин столь великий страх, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата, а бывали случаи, что и жена мужа, и, что может показаться совсем уже невероятным, родители избегали навещать детей своих и ходить за ними, как если бы то не были родные их дети».

Этому миру страха, душевной опустошенности и нравственного распада Боккаччо противопоставил семерых молодых женщин и троих молодых людей, встретившихся в храме Санта Мария. По словам писателя, были они связаны между собой «дружбой, соседством, родством», «рассудительные, родовитые, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности». Были они образованными, отлично владевшими словом, наделены художественным чутьем. Приняв решение покинуть зачумленный город, они удаляются в принадлежащие им загородные имения и там проводят время среди благопристойных развлечений, окруженные цветущей природой. Под звуки лютни и виолы юноши и девушки рассказывают по одной истории на протяжении десяти дней, так возникает книга, состоящая из ста новелл, антиклерикальных, на любовную тему, о человеческой энергии, о превратностях судьбы, хитроумии и др. Следует добавить, что в новеллах Боккаччо то и дело возникают переодевания, узнавания и неузнавания, резкие сюжетные повороты и прочие приемы и мотивы, позднее широко использовавшиеся в итальянской ученой комедии. Многие из этих мотивов (в том числе бури на море, нападения пиратов, экзотические страны) восходят к позднегреческому роману, привлекавшему внимание Боккаччо.

В «Декамероне» объектом изображения впервые становится современный городской быт, в круговорот которого включены дела и дни представителей различных общественных кругов, от «тощего» до «жирного» народа: ремесленников, проходимцев, купцов, клириков. Деталь, подробность становится важнейшим стилевым компонентом эффективного реалистического письма.

Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, «чудеса», «фарсы». В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: «слуги» – Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбино, глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор и др. Постановки нового театра, полные острой сатиры и юмора, жизнерадостные, гротескные, развлекающие и поучающие, были выражением здравого смысла и насмешливости, они получили широкое распространение и вытеснили религиозные мистерии. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI – начале XVII вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.

Контрольные вопросы и задания

Данте «Божественная комедия».

Боккаччо «Декамерон».

Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.. Любителям древних литературных
памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.

Что же послужило основой тех культурных изменений, которые возникли в Западной Европе во второй половине XV-XVI вв. (а в Италии - родине Возрождения - на век раньше, в XIV столетии)? Историки справедливо связывают эти изменения с общей эволюцией экономической, политической жизни Западной Европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение - время великих географических открытий - прежде всего Америки, время развития мореплавания, торговли, зарождения крупной промышленности. Этот период, когда на основе складывающихся европейских наций формируются национальные государства, уже лишенные средневековой замкнутости. В это время возникает стремление не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы, вести переговоры. Так возникает дипломатия - тот вид политической межгосударственной деятельности, без которой невозможно представить современную международную жизнь.

Возрождение - это время, когда интенсивно развивается наука и светское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение религиозное, или же существенно изменяет его, подготавливает церковную реформацию. Но самое главное - этот период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир, часто совсем по-другому отвечать на те вопросы, которые его всегда волновали, или ставить перед собой иные, сложные вопросы. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования. Люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как в бледные тени и знаки небесного мира, а как в полнокровное и красочное проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство. Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного, природного существа. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма».

Не стоит думать, что значение этого понятия совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный» (означающими «человеколюбие», «милосердие» и т. п.), хотя несомненно, что их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания не к прежним, схоластическим знаниям, или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.

В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция - круг людей, общение которых друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий. Порой такие объединения единомышленников-гуманистов получали наименование Академий - в духе античной традиции. Иногда дружеское общение гуманистов осуществлялось в письмах, очень важной части литературного наследия эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения Италии и Франции, Германии и Нидерландов чувствовали себя причастными к единому духовному миру. Чувство культурного единства усиливалось и благодаря тому, что в этот период начинается интенсивное развитие, с одной стороны, гуманистического образования, а с другой - книгопечатания: благодаря изобретению немца Гутенберга с середины XV в. по всей Западной Европе распространяются типографии и к книгам получает возможность приобщиться более значительное число людей, чем прежде.

В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени. Не случайно диалог - один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, - одно из проявлений внимания литературы Возрождения к а^ тичной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет - в поэзии, новелла, эссе - в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.

Понятно поэтому, что стилевой облик эпохи Возрождения обладает новизной и своеобразием. Хотя деятели культуры этого времени изначально стремились возродить античный принцип искусства как «подражания природе», в своем творческом соревновании с древними они открыли новые пути и способы такого «подражания», а позднее и вступили в полемику с этим принципом. Известно, что именно в период Возрождения в живописи была открыта перспектива, заменившая бытовавшее прежде плоскостное изображение. В литературе же, помимо того стилевого направления, которое носит наименование «ренессансного классицизма» и которое ставит своей задачей творить «по правилам» древних авторов, развивается и опирающийся на наследие смеховой народной культуры «гротескный реализм», и ясный, свободный, образно-стилистически гибкий стиль ренессанс, и - на поздних этапах Возрождения - прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и подчеркнуто манерный «маньеризм». Такое стилевое многообразие естественно углубляется по мере эволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.

В процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится все более бурной, неспокойной. Растет экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чаще к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Все это заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху Ренессанса - в названии известного романа английского писателя Томаса Мора. Растущее ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости, понимание трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса проступает уже в творчестве писателей позднего Возрождения.

Развитие культуры Возрождения протекает в различных странах Западной Европы по-разному. Остановимся на краткой характеристике ее этапов в отдельных странах.

Возрождение в Италии. Именно Италия оказалась первой страной, в которой зародилась классическая культура Ренессанса, оказавшая большое влияние на другие европейские страны. Этому причиной были и общественно-экономические факторы (существование независимых, экономически мощных городов-государств, бурное развитие торговли на перекрестке между Западом и Востоком), и национальная культурная традиция: Италия была исторически и географически особенно тесно связана с древнеримской античностью. Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение XIV в. - это период творчества Петрарки - ученого, гуманиста, но прежде всего в сознании широкого читателя замечательного лирического поэта, и Боккаччо - поэта и знаменитого новеллиста. Зрелое и высокое Возрождение XV ъ. - это преимущественно стадия «ученого» гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Созданные в этот период художественные сочинения известны сейчас более всего специалистам, но это время широкого распространения по Европе идей и книг итальянских гуманистов. Позднее Возрождение - XVI в. - отмечено процессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческой жизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностями их воплощения, время смены стилей, явного усиления маньеристических тенденций. Среди наиболее значительных сочинений этого времени - поэма Ариосто «Неистовый Орландо».

Возрождение во Франции. Гуманистические идеи стали проникать во Францию из Италии еще на рубеже XIV-XV вв. Но Возрождение было во Франции и естественным, внутренним процессом. Для этой страны античное наследие было органичной частью ее собственной культуры. И все же ренессансные черты французская литература приобретает лишь во второй половине XV столетия, когда возникают общественно-исторические условия для развития Возрождения. Раннее Возрождение во Франции - 70-е гг. XV в. - 20-е гг. XVI в. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение - 20-60-е гг. XVI в. - период создания сборника новелл Маргариты Наваррской «Геп-тамерон» (по образцу «Декамерона» Боккаччо), выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Позднее Возрождение - конец XVI в. - это, как и в Италии, время кризиса Возрождения, распространения маньеризма, но это и пора творчества замечательных писателей позднего Ренессанса - поэтов П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.

Возрождение в Германии и Нидерландах. В этих странах Возрождение не только отличается более поздним моментом рождения, чем в Италии, но и особым характером: «северных» гуманистов (так обычно называют деятелей Возрождения в странах к северу от Италии) отличает больший интерес к религиозным проблемам, стремление к непосредственному участию в церковной реформаторской деятельности. Очень важную роль в развитии ренессансной культуры в этих странах играло книгопечатание и развитие «университетской реформации». С другой стороны, не меньшее значение имели религиозные дискуссии и сформировавшееся в ходе этих дискуссий движение «христианского гуманизма». И немецкая литература, и литература Нидерландов стремились соединять в своем художественном облике сатиру и назидательность, публицистичность и аллегоризм. Обе литературы объединяет также и фигура замечательного писателя-гуманиста Эразма Роттердамского.
Возрождение в Англии. Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейских странах, но оно было чрезвычайно интенсивным. Это было для Англии временем и политического, и экономического подъема, важных военных побед и укрепления национального самосознания. Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы других стран: здесь очень много переводят - и античных авторов, и произведения итальянских, французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальную поэзию, драматургию. Особенный подъем английская культура Возрождения переживает в так называемый елизаветинский период - годы царствования королевы Елизаветы (1558-1603). В этот период появляется целое созвездие замечательных имей английских писателей - поэтов Спенсера и Сидни, прозаиков Лили, Делони и Нэша, драматургов Кида, Грина, Марло. Но главное» ярчайшее явление театра этой эпохи - творчество Уильяма Шекспира, одновременно и кульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть