Бизнесу быть

Женщины 20 века поражают нас, их потомков, многими необыкновенными качествами: силой душа, яркими характерами, неожиданными поворотами судьбы. Именно такой: яркой, загадочной, побеждающей время, людей, обстоятельства, была Матильда Кшесинская – балерина , деловая женщина, преданная возлюбленная и, наконец, просто обворожительная красавица. При жизни о ней говорили разное: кто-то злобствовал о ее ногах, кто-то восхищался талантом, а кто-то безумно завидовал успеху.
Матильда была дочерью известного польского танцовщика Феликса Кшесинского, служившего в Петербурге в императорском театре. Она родилась 19 августа 1872 года. Семья была большая, денег всегда не хватало. О гимназии и мечтать не приходилось и девочка поступила в Императорское театральное училище, проще говоря в балетную школу, но очень хорошую. По традиции по окончании обучения был дан выпускной спектакль, в котором Матильда блеснула своим юным очарованием и незаурядным талантом.

После окончания спектакля был дан парадный обед. И тут Матильде несказанно повезло: она понравилась императору Александру III и он усадил ее рядом с собой и познакомил с сыном – будущим императором НиколаемII. Сделано это было не без умысла: Николай в семье вызывал некоторые опасения, его считали излишне робким и неуверенным в себе. Матильда обладала недюжинным умом и прекрасно поняла какой подарок приготовила ей судьба. Юного наследника она очаровала с первого взгляда и вскоре стала его любовницей. Их роман продолжался 4 года и создал ей прочное положение в обществе и самое главное в театральном мире, что в сочетании с блестящим талантом привело к положению вечной примадонны.
В апреле 1894 года царевич Николай после ряда драматических сцен (он, пишут, даже предлагал Матильде вступить в морганатический брак) был вынужден заключить помолвку с Гессен-Дармштадтской, принцессой Алисой – впоследствии известной как Александра Федоровна .

Матильда вела себя в этой истории необыкновенно умно, со слезами на глазах она вернула любимому письма и поклялась, что больше никогда с ним наедине не увидится, чем заслужила уважение и теплую привязанность будущей императрицы.
Очень скоро Кшесинская обратила внимание и на других представителей дома Романовых. Ее внимание привлекли великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Трудно сказать как далеко зашли эти отношения. Но соперники и Матильда много лет подряд были в прекрасных отношениях, не ссорились и когда Матильда в 1902 году родила сына Владимира, прекрасно относились оба к ребенку и верили каждый в свое отцовство.


В этот период Кшесинская стала полновластной хозяйкой Императорского Мариинского театра, решая все вопросы о гастролях, постановках, ролях. Она продолжала танцевать, поражая зрителей совершенством исполнения. Она выступала даже в возрасте 38 лет, что для балерины – очень немало. В этот период Кшесинская становится очень богатой дамой и не потому что Романовы осыпали ее деньгами. Российские цари всегда отличались скромностью в финансовых вопросах. Но, во-первых: связи и возможности – это те же деньги, а во-вторых: Матильда была очень практична и использовала любую возможность, чтобы укрепить свое финансовое положение, используя опыт и рекомендации умных деловых людей. И надо сказать, ей все удалось, как принято теперь говорить, она была запрограммирована на успех.
В феврале 1917 года ей удалось незаметно исчезнуть из Петрограда, охваченного смутой, погромами, огнем революции. И хотя она потеряла великолепную недвижимость в столице, вывезенных средств хватило ей на приобретение виллы во Франции. С ней вместе поселились сын Владимир и великий князь Андрей Владимирович. Великий князь Сергей Михайлович остался в России и был расстрелян большевиками. Матильда и Андрей Владимирович обвенчались и ей был пожалован титул «княгини Матильды».
И еще много-много лет жила княгиня Матильда на своей роскошной вилле в окружении роз, лилий и благоухающей лаванды. До своего столетия она не дожила только 9 месяцев. Она умерла 6 декабря 1971 года, даже не думая, что в своем городе она давно стала легендой, призраком, тайной.

Эти ненайденные сокровища баснословной цены так же увлеченно ищут до сих пор, как и Янтарную комнату или библиотеку Ивана Грозного. Речь идет об уникальных драгоценностях знаменитой русской балерины Матильды Кшесинской. Специалисты предварительно оценили наследство Кшесинской в сумму $200 млн. В 1917 году балерина уезжает за границу, а так как убегала из страны она в спешке то с собой увезла только небольшой саквояж с самыми любимыми украшениями. Но они были безделицами, по сравнению с теми драгоценностями, которые ей удалось своевременно спрятать. На новой родине она вела очень скромную жизнь, подрабатывая частными уроками. До сих пор ни одна драгоценность, принадлежащая Матильде Кшесинской, не появилась ни у коллекционеров, ни на мировых аукционах. А это дает надежду, что находка еще впереди.

В настоящее время в Петербурге несколько раз в месяц появляется информация о нахождении очередного клада. Так, недавно, были найдены монеты, относящиеся к времени правления Екатерины II. Монеты находились в дорогом портсигаре, украшенном изумрудами.

В годы революции многие богатые люди покидали страну с надеждой скоро вернуться в родные пенаты, поэтому и прятали все ценности так, чтобы, по возвращении, достать их из укрытия.

Матильда Кшесинская владела огромным состоянием. И хотя она была достаточно близка к первым лицам российского государства, существует легенда о настоящем источнике ее благосостояния. Историки считают, что именно из-за этой хрупкой женщины, Россия проиграла Первую мировую войну. Говорят, что Матильда Кшесинская лоббировала интересы оружейных фирм Франции в российском правительстве и, получала, естественно, огромные комиссионные за это. А французские поставщики (и правительство Франции) оставили Россию без тяжелой артиллерии, что привело к поражению России от оснащенной и готовой к войне Германии. Также, считается, что на совести Кшесинской и закупка некачественной военной техники накануне войны. Как же балерине, хоть и знаменитой, удалось это?

Во все времена балет считался очень дорогим и затратным видом искусства. В дореволюционное время в России было только две балетные группы: в московском Большом театре и в Мариинском в Петербурге. Артистки балета считались не только самыми привлекательными женщинами, но хорошо образованными. Молодая, талантливая, умная балерина Кшесинская сразу обратила на себя внимание императорского семейства. На одном из спектаклей, Матильда была представлена наследнику российской империи – цесаревичу Николаю. Родные наследника трона считали, что это знакомство «растормошит» цесаревича и он более спокойно отнесется к навязанному ему родней браку. Их отношения продлились два года – до самой женитьбы цесаревича. Вскоре после расставания с Николаем, Кшесинская родила сына. Но балерина не осталась без внимания императорской семьи – Матильде покровительствует кузен цесаревича – Сергей Михайлович. Он официально признает отцовство ребенка Матильды.

Балерина не скрывает свое богатство от петербургского бомонда. Как и то, что является самой любимой клиенткой знаменитого ювелира императорского двора – Карла Фаберже. Ее украшениям завидовала вся столица. Цесаревич подарил Матильде роскошное сапфировое ожерелье, а Сергей Михайлович коробку, выполненную из ценного сорта дерева, до верху наполненную желтыми бриллиантами разных размеров. Из этих бриллиантов Фаберже сделал для Кшесинской уникальную брошь, которую балерина часто носила и очень любила. Балерина даже на выступления надевала свои драгоценности, а на гастролях за хранение и своевременную доставку необходимых драгоценностей артистке, отвечал специальный агент ювелирного дома Фаберже. Потрясенные ее талантом, поклонники дарили балерине дома, особняки и, даже, дворцы.

Конечно, Кшесинская задумывалась о том, как сохранить свое богатство. Друзья рассказывали о том, что балерина часто упаковывала, полученные от поклонников многочисленные антикварные вещи.

Но согласно записям, в дневнике балерины, ее самой любимой драгоценностью были не многочисленные украшения из бриллиантов и сапфиров, а выкупленный за огромные деньги у Николая Гумилева древний золотой гребень, привезенный им из археологической экспедиции. Гумилев нашел эту вещь в гробнице на острове в Белом море. В гробнице находился женский скелет 2,5 метрового роста. На ней было всего одно украшение – этот гребень, изумительной красоты и удивительной работы. На гребне изображена девушка, смотрящая на двух плывущих к ней дельфинов. Никто из исследователей не смог сказать к какой цивилизации принадлежала золотая находка.

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались. Анализ золота, из которого сделан гребень, показал большую пластичность гребня. И еще, проба золота гребня оказалась 1000! Как известно, такой пробы не существует на нашей планете!

Есть предположение, что этот гребень появится в 2017 году, т.е. ровно через сто лет после его утраты.

Кроме дома в столице, Кшесинской принадлежала дача, с прилегающим большим парком (сегодня там находится объект, принадлежащий администрации Президента). В связи с этим, поиск сокровищ Кшесинской, возможно, спрятанных на бывшей даче балерины или территории сада, исключен. Предполагается, что все сокровища балерины упрятаны в 20 больших ящиках. Для хранения такого количества драгоценностей требовался тайник достаточно большого размера.

Есть сведения, что о дате переворота Кшесинская узнала на два дня раньше, чем сам император. Балерина сразу пошла к Фаберже, с собранным сундучком самых дорогих украшений, чтобы ювелир помог их сохранить. Остальное ценное имущество балерина также сумела своевременно спрятать. Однако большевикам удалось изъять некоторые уникальные сокровища Матильды Кшесинской: цветы из драгоценных камней, находящиеся в вазах, выполненных их горного хрусталя; елочку из золота, украшенную льдинками из бриллиантов. Помогла большевикам в этом служанка балерины, которая и указала солдатам место нахождения небольших тайников хозяйки. Особняк Кшесинской занял Ульянов (Ленин). Балерина пыталась через суд вернуть себе дом и, хотя она выиграла суд, особняк ей никто не вернул. Пожалуй, Кшесинская не зря так «билась» за особняк. Возможно именно там и находился тайник, либо с ним связана какая-то нераскрытая до сих пор тайна. Последней каплей было то, что она увидела соратницу Ленина – Колонтай, одетую в шубу, которую подарил Матильде ее венценосный поклонник. Кшесинская поняла, что ей нужно срочно покидать Россию. Единственная ценность, оставшаяся у нее на руках – запонки, сделанные Фаберже, ушли на оплату капитану корабля, на котором балерина бежала из революционной страны вместе с сыном.

Перевезти драгоценности балерины через границу пытался брат балерины – Иосиф. Но английский посол отказал ему в этой просьбе. Сергей Михайлович также старался помочь балерине с сокрытием ее сокровищ, из-за этого он поплатился собственной жизнью. У него была возможность своевременно покинуть Россию, но он остался улаживать финансовые и имущественные дела своей возлюбленной. Кшесинская была потрясена, поступившими к ней, известиями о расстреле Сергея Михайловича и смерти императора. Есть сведения, что для спасения Николая Второго, Кшесинская вышла за него замуж (предварительно, в церкви был расторгнут существующий брак императора). Трудно сказать, какие цели преследовало это действие, но в Царском Селе провели религиозный обряд бракосочетания Матильды Кшесинской и Николая II. Возможно, из-за этого, даже само упоминание о Кшесинской в советское время оказалось под строгим запретом.

За столько лет, прошедших со времени всех этих событий, ни одна вещь из коллекций Матильды Кшесинской не «всплыла» хоть где-то. Поэтому с уверенностью можно сказать, что клад балерины до сих пор не найден.

В одном из писем, полученном Кшесинской от Сергея Михайловича, уже после его смерти (письма шли медленно), было написано, что «дела улажены». А это значит, что все сокровища были спрятаны. Учитывая то, что Сергей Михайлович был умелым инженером, на счету которого много построенных военных сооружений, спрятал драгоценности он умело.

Кшесинская никогда не пыталась найти свой клад. Жила достаточно скромно, организовав собственную школу молодых балерин. Несмотря на небольшой доход, часто по вечерам посещала казино, где она делала ставку исключительно на цифру семнадцать. Она намекала своему окружению, что настанет время и она вернется в Россию, и вот тогда заживет в богатстве.

Имя: Матильда Кшесинская

Дата рождения: 31.08.1872

Возраст: 146 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Деятельность: балерина, педагог

Семейное положение: замужем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской сейчас очень активно обсуждаются. Это имя у всех на устах после премьеры нашумевшего фильма «Матильда», в котором самодержец, канонизированный святой православной церковью, показан как обыкновенный страстный человек. Это шокировало многих, особенно верующих. И, как известно, многие люди сейчас выступают с протестами. Так кем же была на самом деле эта таинственная женщина?


Детство и юность Матильды

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года. Ее биография началась в городке Лигово Санкт-Петербургского уезда.

Родители Матильды были актерами балета, поляк Феликс и Юлия. Отец выступал в Мариинском театре, а мать была артисткой кордебалета. Личная жизнь Феликса и Юлии Кшесинских сложилась удачно, у них родилось трое детей, несмотря на то, что у Юлии до брака с Феликсом было 5 детей от первого мужа. В девичестве фамилия матери была Доминская. Она была замужем за известным танцором Леде, который погиб, оставив ее одну с детьми.

Матильда с детства проявляла способности к театральному искусству, и всей душой любила театр. Ее старшая сестра также была балериной, что лишь усиливало желание молодой девушки пойти по этой стезе. Поэтому, как только ей исполнилось 8 лет, девочка поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчила его экстерном. Во время учебы, будущая балерина волновалась, что не сможет принести пользу обществу, но увидев исполнение известнейшей Вирджинии Цукки и вдохновившись им, поняла, что важнее искусства для нее самой ничего нет.

Матильда Кшесинская в детстве

На выпускном экзамене, и без того волнительным для Матильды, присутствовал император Александр Третий вместе со своим сыном, цесаревичем Николаем. Государь похвалил выступление Матильды, пожелав ей стать украшением знаменитого русского балета.

Эта похвала оказала огромное влияние на биографию и личную жизнь Матильды Кшесинской, придало ей уверенности. После экзамена, на балу, девушка танцевала с Николаем. Они оба, вспоминая этот момент, утверждают, что влюбились друг в друга сразу же.

Родители Матильды

Воспоминания современников показывают, что у девушки был жизнерадостный характер. Матильда была легкая на подъем и очень веселая. Цесаревич Николай даже высказывался в дневнике о том, что вместо крови в ней течет шампанское. Такой она и оставалась до конца жизни.

Так как девушка показала себя в учебе с лучшей стороны, то после окончания училища ее сразу же пригласили в Мариинский театр.

Творческая карьера в России

Матильда была очень выносливой и целеустремленной личностью. Она могла часами держать стойку у балетного станка, не обращая внимания на боль и неудобство.

Девушка играла много ролей в театре, но ее дебютом стала роль Авроры в Спящей красавице. В 1896 году Матильда, несмотря на отсутствие согласия главного балетмейстера Петипа, становится прима-балериной императорского театра. Работа у девушки была сложная, к тому же нелегким было отношение других балерин к Матильде, но она продолжала сиять на сцене.

В то время итальянские балерины были самыми популярными в русском балете, благодаря их физической выносливости и изящности. Чтобы научиться такому мастерству, Матильда берет уроки у итальянских мастеров, что позволило ей совершить известный трюк – 32 фуэте, до этого не исполнявшийся русскими балеринами.

Известная балерина Матильда Кшесинская

Кшесинская выступала не только в Мариинском театре, но и в Красносельском и Эрмитажном. Также, юная балерина работала вместе с такими известными балеринами, как Анна Павлова и Юлия Седова.

Стиль Матильды отличался от других стилей балета того времени. Девушка умела сочетать итальянскую гибкость и русскую грацию, а также выносливость и природную харизму. Все это позволило оставить ей заметный след в истории искусства.

В репертуар великой балерины в то время входили роли из балетов:

  • «Эсмеральда»;
  • «Баядерка»;
  • «Тщетная предосторожность»;
  • «Пробуждение Флоры»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Эвника» и др.

Такой красоты движений и грации не имел в те времена никто из танцоров. Матильда умела очаровать зрителя своей обаятельностью, выразительностью чувств и точностью движений. Это все благодаря усердным тренировкам, старанию и упорству этой маленькой, но сильной женщины.

Матильда во время танца

В 1904 году Матильда уходит из театра навсегда и начинает давать выступления по заказу. Зарабатывала она прилично для тех времен, в среднем бывшая прима-балерина получала 500-750 рублей за выступление. Это были большие деньги по тем временам, если учесть, что на два рубля можно было купить корову, например. В 1911 году балерина весьма успешно выступает в Лондоне. Матильда с тех пор стала интересоваться не только театром, но и различными финансовыми операциями. Например, во время Первой Мировой Войны Кшесинская распределяет заказы войск между фирмами и влияет на различные военные дела.

Жизнь за границей

Во время Февральской революции биография и личная жизнь Матильды Кшесинской изменились полностью. Балерина со своей семьей и сыном Владимиром покидает Петроград навсегда. Некоторое время балерина живет в Кисловодске, затем переезжает в Новороссийск. Матильда хотела вернуться в столицу России, но сделать этого не могла, так как знаменитый ее особняк был занят Центральным комитетом большевистской партии.

В Новороссийске жизнь Кшесинских была не сладкой. В те тяжелые послереволюционные времена аристократам приходилось очень нелегко. Им, вместе с родственниками великих князей, приходилось 2 месяца жить в вагонах, в которых свирепствовал тиф.

Некоторое время танцовщица жила за границей

К счастью, болезнь прошла мимо Матильды и ее сына. В 1920 году балерина переезжает за границу, во Францию, в город под названием Кап-д’Ай. Там у нее была вилла, и жизнь Матильды снова наладилась.

Спустя 9 лет, Кшесинская открывает собственную балетную школу в Париже. Ученики вспоминали, что ее дворянскую кровь было видно невооруженным глазом. Во время своего преподавания, Матильда Кшесинская ни разу не подняла голос на учеников, всегда была вежлива и держалась с достоинством. Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет.

Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году. В России же ее книги были изданы только после падения СССР, в 1992.

Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).

Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.

Матильда в своем загородном доме

Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.

В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

Матильда Кшесинская и Николай Александрович

С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

Личная жизнь

Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

Матильда со своим мужем и сыном

Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.

Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней.

Матильда без прикрас: какой балерина Кшесинская была в жизни

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай

Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская

Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.

Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.

Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.

Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской - дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.

Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

В ОГРОМНОМ старом доме на Садовой-Каретной улице, что неподалеку от Концертного зала им. Чайковского, десять лет назад жил невзрачный с виду старичок Сергей Михайлович. Мы оказались соседями: квартира, которую я тогда снимал, находилась рядом с его - на одной лестничной клетке. Выполнив пару раз какие-то необременительные поручения, я получил приглашение в гости, где впервые в жизни увидел... машину времени, которой оказалась его небольшая двухкомнатная квартирка. Все стены того уютного жилища - от пола до потолка - были увешаны пожелтевшими черно-белыми фотографиями. С одной из них смотрела стройная благородная дама с эротично оголенным животиком, прикрытым огромными жемчужными бусами. Ее пышную прическу поддерживал платиновый обруч, тонкие руки в золотых браслетах были приподняты и, заложенные за голову, обнимали красавицу.

Замечательный сосед

ПОЙМАВ мой взгляд, Сергей Михайлович улыбнулся: "Это Матильда Феликсовна. Не узнаете?" Ну откуда я мог узнать по фотографии знаменитейшую Матильду Кшесинскую? "Я ведь был знаком с ней, - продолжал сосед. - Вы, наверное, думаете, что я выжил из ума и собираюсь рассказать о мамонтах, на которых ездил на охоту? А ведь ее, - старик вплотную подошел к портрету и коснулся рамки, - не стало всего тридцать лет назад. Матильда Феликсовна не дожила всего несколько месяцев до своего столетия и до последнего дня находилась, что называется, в здравом уме и трезвой памяти. Я познакомился с ней в 1958-м, когда труппа Большого театра ездила на гастроли в Париж. Это была моя первая поездка за границу. Перед отъездом нас долго инструктировали о возможных провокациях и недопустимости общения с представителями белой эмиграции. Но я молодой был, самонадеянный и не побоялся заговорить после одного из выступлений с женщиной, которая, прислонившись к стене "Гранд-опера", почти в голос рыдала, что-то приговаривая по-русски. Конечно, я поначалу не понял, кто передо мной. Но когда услышал адрес, продиктованный странной парижанкой водителю авто, до которого я ее проводил, то на мгновение потерял дар речи. Сами представьте: на дворе 1958 год, у нас Хрущев с Мавзолея Ленина рукой машет, а тут на полном серьезе просят довезти до дома: 16-й округ, особняк Матильды Кшесинской. Ну а когда женщина назвалась Матильдой Феликсовной, мои губы сами потянулись к ее руке. В фильмах-то видел, как обращались с почтенными дамами в царское время".

Вы что, и дома у нее были? - не поверил я.

Ну не упускать же такую возможность. Нашим, конечно, ничего говорить не стал. Но на следующий день отправился по записанному на клочке бумаги адресу. Я ведь бывал в доме Кшесинской в Ленинграде. Не у нее самой, конечно, а в музее. В ее питерском особняке располагался музей: в 1917 г. там какое-то время Ленин с Крупской жили, Коллонтай работала. Я, кстати, рассказал об этом Матильде Феликсовне. Она сразу погрустнела: "Если бы не этот дом, Сергей, может быть, был бы жив". "Ваш муж?" - спросил я. "Да вы ничего не знаете, - неожиданно улыбнулась хозяйка дома. - Хотя все правильно, мне говорили, что упоминать мое имя в России до сих пор небезопасно. Нет, ваш тезка не был мне мужем. Великий князь Сергей Михайлович до конца своих дней оставался моим самым близким другом..."

Телеграмма с того света

МАТИЛЬДА Феликсовна позвонила в небольшой медный колокольчик, вызвала прислугу и попросила принести чай. "Или, может быть, вина? - обратилась она ко мне. - Хотя правильно, что перед выступлениями вы не пьете. Я в день спектакля вообще ничего не ела. Оставалась до полудня в постели и не позволяла себе даже глоточка воды. Вам это действительно интересно? Ну что ж, мне есть что вспомнить. Особенно сейчас, когда сказка, которой была вся моя жизнь, закончилась после смерти моего благоверного - великого князя Андрея Владимировича. Вы, кстати, знаете, что перед вами - светлейшая княгиня Романовская-Красинская? Эту фамилию и титул мне даровали после бракосочетания с Андреем. Мы вместе с ним и моим сыном уехали из России в 1920-м, а через год обвенчались в русской церкви в Каннах.

Я поначалу отвергла предложение великого князя Андрея Владимировича стать его женой. Предать великого князя Сергея Михайловича, который оставался в России, я не могла. Тем более что эмигрировать он не успел в какой-то степени и из-за меня: остался в Петрограде освобождать мой дом от большевиков, одновременно собираясь перевести на заграничный счет вырученные от продажи драгоценностей средства. Увы, все напрасно. Сергей Михайлович ведь тоже делал мне предложение. Но тогда я отвергла его из-за великого князя Андрея Владимировича, в которого была влюблена и от которого - я никогда не делала из этого секрета - родила сына Вовочку. Сергей знал, что не он является отцом ребенка, но все равно помог организовать роды и даже дал Володе свое отчество. Мать Андрея была категорически против нашего брака, так что по воле Господа Вовочка - правнук Александра II (Андрей был его внуком) - стал по бумагам правнуком Николая I (чьим внуком был, соответственно, Сергей).

Фактически у Володи было два отца - родной и неродной. Сергей Михайлович поздравлял его с каждым днем рождения. Последнюю поздравительную телеграмму мы получили в 1918 г., которую, как оказалось, Сергей отправил за месяц до своей гибели. Его вместе с другими Романовыми арестовали и сослали в Алапаевск, где они и были уничтожены: их сбросили в шахту. Но великий князь не стал дожидаться смерти и набросился на охранников, за что был на месте расстрелян. Когда в Алапаевск вошел Колчак, останки невинно убиенных достали и предали земле. На теле Сергея Михайловича нашли медальон с моим именем. Только когда в Париже мне передали этот медальон, я поверила, что Сергея больше нет. Тогда-то и состоялась наша свадьба с великим князем Андреем.

Вы, кстати, ничего не слышали о судьбе праха великого князя Сергея? Я так и думала, просто на всякий случай спросила. А вдруг? Должны же бренные останки найти свой последний приют. После отступления Колчака гроб с телом Сергея Михайловича перевезли в Пекин. Но я так и не успела туда съездить. В 41-м началась война, сын попал в концлагерь, надо было выручать. А в 1945-м Маньчжурию заняли советские войска, и могила исчезла.

Но я все равно чувствую, что Сергей не оставляет меня. Представляете, через год после свадьбы с Андреем, когда я уже именовалась княгиней Романовской-Красинской, мне доставили телеграмму, в которой было всего несколько слов. "Страшно за тебя переживаю. Если сможешь, будь счастлива. Мечтаю только об этом. Сергей". У меня случился нервный срыв. И хотя потом прояснилось, что из-за перебоев в работе почты мы получили запоздавшую корреспонденцию, для меня это был знак. Я чувствовала себя виноватой перед Сергеем. Он мог бы быть счастлив с одной из великих княжон, за которой ухаживал. Но когда пошли слухи об их возможной свадьбе, я попросила его прекратить ухаживания и тем положить конец неприятным для меня разговорам. А сама обожала Андрея.

Теперь со мной нет и Андрея. А знаете, меня ведь упрекали, что я совращаю молоденького князя. Он же был на шесть лет младше меня. После встречи с ним я окончательно поверила в знаки. В первый же вечер нашего знакомства великий князь Андрей Владимирович во время обеда облил красным вином мое новое платье.

Вообще, молодой человек, - раскрасневшаяся то ли от чая, то ли от воспоминаний, Матильда Феликсовна выглядела немного утомленной, - мой вам совет: учитесь читать знаки. Тот, кто обладает этой способностью, дарованной на самом деле каждому, и хочет правильно прожить свою жизнь, обязательно будет счастлив.

Вообще я вам скажу, что каждый имеет в этом мире то, что он хочет. Только хотеть надо сильно, по-настоящему. Я прощаюсь с вами, дорогой Сергей. Спасибо, что вы вчера подошли ко мне. С вами я снова окунулась в свою прежнюю жизнь. И еще раз поняла, что прожила ее счастливо. Когда у вас появится такая возможность, передайте это вашим друзьям".

Вы передали кому-нибудь слова Кшесинской? - спросил я.

А как же? Только что.

P. S. 31 августа "генералиссимусу русского балета", как называли Матильду Кшесинскую, исполнится 130 лет. Похоронена она в одной могиле с великим князем Андреем Владимировичем под Парижем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Незадолго до смерти танцовщице приснился странный сон, который она категорически отказалась пересказать кому бы то ни было. Только записала в дневнике, который вела до последнего дня: "Все прояснилось". Перед тем как на гроб с телом Матильды Феликсовны навсегда опустилась дубовая крышка, на лице Кшесинской появилась улыбка. Эта женщина умела читать знаки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть