Бизнесу быть

светлана аблёзгова
Дидактические игры по звукопроизношению у детей

Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра ? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей . Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру : дидактическая задача , решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое дейст-вие-основа игры , является рисунком сюжета игры , правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей прежде всего увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу . Дидактическая игра имеет и оп-ределенный результат, который является финалом игры , где под-черкиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результа-том является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и про-явлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Игровой практикум.

Логопед : “ Уважаемые воспитатели! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько дверей. От каждой двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. В увлекатель-ное путешествие есть два пути. Разделимся на 2 команды. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, у кого больше будет ключей, тот и победит”.

Итак, в путь!

1. Перед вами страна Знаний. Нас встречает принц Знаний и принцесса Умений. Но, чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.

Дидактическая игра “Назови имя” .

Цель : упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : картинки с изображением мальчика или девочки. В каждой картинке нужно выделить первый звук и назвать имя . (Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.)

2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших звуков .

Дидактическая игра “ Звуки заблудились” .

Цель : развивать слуховое восприятие, внимание, умение на-ходить ошибку в тексте.

Ход игры :. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку,

Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только звуки заблудились ,

Заскочили в чей-то дом

И хозяйничают в нем!

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

Пять баранов скушал Толька

И сказал : «Еще бы столько» (бананов) .

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки (венки) .

Забодал меня котел

На него я очень зол (козел) .

Та команда, которая безошибочно справилась с заданием, по-лучает ключ.

3. Перед вами третья дверь!

Дидактическая игра “Цепочка слов” .

Цель : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова .

Ход игры :для того чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из предметов. Команды получают по десять картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука , каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.

4. У четвертой двери вас ожидает следующее задание.

Дидактическая игра “Что лишнее” .

Цель : активизировать словарь детей ; развивать умение клас-сифицировать предметы по группам; развивать способность к логическому мышлению; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : командам выставляется по одному плакату с изо-бражением 9-ти предметов. Для 1 команды - животные. Для второй - овощи Предлагается выделить лишний предмет, объ-яснить почему. Если команды справляются с заданием – полу-чают по ключу.

У пятой двери

" Сколько слов со звуком Ш ? "

Цель : научить находить слова с заданным звуком при про-слушивании стихотворного текста.

Ход игры:

Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш . Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их . После прочтения ведущий спра-шивает детей , какие слова они запомнили. Выигрывает тот , кто за-помнил больше слов.

Речевой материал к игре :

В тишине лесной глуши, шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.

Наша Маша рано встала : кукол всех пересчитала :

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,

на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

6. У шестой двери нас поджидает загадочное задание.

1)Дидактическая игра “ Чудесная удочка"”.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён маг-нит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к ко-торым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт кар-тинку и называет первый, последний звук и дает характеристику.

2)"Утки и окуни".

Цель игры : научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры:

дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произ-вольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У , то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О , а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры . Выигрывает тот , кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры : обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки "

Цель : научить узнавать звуки , произносимые с утрированной инто-нацией.

Ход игры:

Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом : Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве . Когда стали соз-даваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука «А» появилось много таких же звуков «А» . Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе . Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые . Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить про-тяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся , если они одинаковые, хлопнем в ладоши.

" Куклы заблудились "

Цель : научить выделять в слове звук , произноси-мый с утрированной интонацией.

Ход игры:

У детей несколько кукол . Их имена : Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, назвать тот звук , который произносил ведущий с большей силой (выделяются удар-ные гласные) .

Дидактическая игра «Положи в корзину»

Цели : Определение места звука в слове . Автоматизация и диффе-ренциация согласных звуков «Р» «Л»

Таким образом, вы наглядно убедились, что благодаря использова-нию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняется и активизи-руется словарь, формируется правильное звукопроизношение , раз-вивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Назови и отгадай

Цель : закрепить правильное произношение звука [ З] в словах , определять его наличие в слове

Материал : картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ] , парные к ним картинки без звука

Ход : воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ] .

Например : замок – ключ, коза – корова.

Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом .

Помоги художнику

Цель : упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова

Материал : картинки с изображением предметов

Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.

Например :кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.

Продолжи слово

Цель : закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить

Например : Ра –ра-ра начинается иг.

Ры –ры –ры у мальчика ша…

Ро –ро –ро у нас новое вед…

Ру –ру –ру родолжаем мы иг…

Затем предлагает детям самим придумать фразу.

Цель : закреплять умение определять наличие определённого звука в словах

Материал : паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам .

Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук , например : «м» , во 2 вагоне со звуком «л» , в 3 вагоне «к» . Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.

Кто больше

Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком .

Материал : сюжетная картинка,например «улица» ,фишки.

Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук . За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек

Выдели слово.

Цель : Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком .

Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове .

Что в мешочке

Цель : Закреплять правильное произношение звука[ц] ,выделять слова со звуком из группы других слов.

Материал : мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц] ,например : курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки : мяч, кубик

Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их .

Цель : упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком

Материал : игрушки в названии которых есть заданный звук

Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук . Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом

Угадай, кто кричит.

Цель : развитие слухового внимания , добиваться чёткого произношения звуков в словах .

Материал : игрушки – животные.

Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.

Первый отгадавший – ведущий.

Цель : закрепить правильное призношение звука [ш] в словах .

Материал : кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки : машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш] .

Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах , и следит за чётким произношением слов.

Подберём игрушку

Цель : закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук .

Материал : кукла, игрушки : жук, жираф, ёжик, флажок, и др.

Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж» ,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж» . Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.

Похожие слова

Цель : учить находить слова похожие по звучанию.

Материал : игрушки названия которых похожи по звучанию.

Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку : «миишшкаа» . Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например :мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.

Цель : определение первого и последнего звука в слове

Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове

Угадай – ка

Цель : выделение первого звука в слове .

Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий :

1 Назвать первый звук в именах детей

2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем

3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука .

Ирина Двоеглазова
Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения

Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения .

1. Голосовые игры . Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения , артикуляции и автоматизации произношения звуков . Например, игра «Путешествие» .

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор.

(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса )

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают) .

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.

(дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука : вверх, волнообразно и вниз)

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у» ).

Набирает поезд ход (дети произносят «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа,

Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш» ).

На лошадке верхом все поскачем мы потом,

(дети щелкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой и растягивают в улыбке,

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

2. Игры – инсценировки развивают интерес ребенка, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Вытянула киска лапки, (вытянуть руки)

А на лапках – цап-царапки, (показать коготки)

Царапульки, цап-цап-цап! (поработать пальчиками)

Киска когти поточила, (потереть ногти друг о друга)

Поточила, спать легла. (руки под голову)

Крепко кисонька уснула

И во сне произнесла : «Мяу!» (руки вытянуть резко вперед)

3. Упражнения на координацию речи с движением. Например, игра с ложками – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Игра «Имена» .

Дети стоят в кругу и каждый называет свое имя

Назвать имя четко по частям

С хлопками

Со шлепками

По частям с закрытыми глазами

Только в звучащих жестах без произнесения

Произнести имя в ласкательной форме

Первые части произносить, а окончание «сдуть с ладошек» (НА-ТА-подуть)

Все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями

Все ходят и произносят имя, но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание : присесть, подойти к окну и др.

4. Чистоговорки. Например, игра «Слон на арене» . Дети шагают по залу.

Лю-лю-лю! Лю-лю-лю! Хоботом дудеть люблю!

Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! Даже танцевать люблю!

Трам-ра-рам! Трам-ра-рам! Люблю кашу по утрам!

Ам-ам-ам! Ам-ам-ам! Песни сочиняю сам!

Ту-ю-ю! Ту-ю-ю! На одной ноге стою!

Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Достаю свою трубу!

Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Вальс сыграю я для вас!

Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Приглашаю вас на вальс!

5. Массаж биологически активных зон «Снегири» .

Ра-ра-ра – погляди-ка детвора (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб движениями в стороны –к центру.)

Ря-ря-ря – взошла красная заря (Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами).

Ре-ре-ре – растет рябина на горе (Кулачкамиэнергично провести по крыльям носа 7 раз) .

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири (Пальчиками легко пробежаться по щекам) .

Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой – Ягой.

Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением голоса) .

Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом) .

Тяжело стонут дубы : «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» .

Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .

7. Игры на автоматизацию , дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях. Например, автоматизация звука «ч» в игре «Воробьи и автомобиль» .

Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят. Воспитатель говорит :

«В гнезде воробушки живут, рано утром они встают, зернышки весело клюют» . Дети продолжают : «Чик-чирик! Чик-чик!» Дети – «воробьи» разбегаются по комнате, «клюют зернышки, летают» . На сигнал – «гудок автомобиля» дети возвращаются на свои места.

Игра «Козленок» (закрепление звука «з» )

Козленка выбирают по считалке : «Козлик, козлик, выходи и немного поводи» . Дети стоят в кругу, в центре круга – «козленок» .

Дети : «Выходи, козленок мой, поиграем мы с тобой» .

Козленок : «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню» .

Дети разбегаются, а козленок их ловит. Пойманные дети называют слово со звуком «з» . Игра продолжается.

Публикации по теме:

Воспитание у детей правильного звукопроизношения Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными.

Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки.

Игры и упражнения для формирования навыков словообразования Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, слов с увеличительными суффиксами и подбор родственных.

Игры и упражнения для формирования правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих ОНР Игры и упражнения, способствующие формированию правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих общее недоразвитие.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного произношения" В процессе образования.

Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука И в различных речевых единицах. 2. Учить выделять звук И в различных речевых единицах (на.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Игры и упражнения для развития звукопроизношения

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.

Как известно, дети дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.

Что звучит?

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, ему предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он ребёнка. Ребёнок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.

Чудеса в мешке

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Цель: добиться, чтобы ребёнок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.

Поедем или нет?

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ребёнок по очереди вынимает из коробки картинки, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Повторюшки

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.

РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).

После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).

Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?» После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бизнесу быть